Отраслевые стандарты и таможенная экспертиза – общие подходы в экономике

Шайлиева Марина Магометовна

Аннотация: в статье обосновывается необходимость рассмотрения в комплексе проблем формирования отраслевых стандартов и прикладного их применения в отрасли государственного таможенного контроля на этапе таможенной экспертизы. Обосновывается необходимость вовлечения экспертного сообщества ЕАЭС в работу по разработке и дальнейшей адаптации стандартов в формате взаимной торговли на базе ЕАЭС.

За последнее время мировая экономика столкнулась с рядом вызовов, которые оказывают существенное влияние на благополучие целых стран и даже целых интеграционных объединений. Пандемия Covid-19 и санкции, объявленные некоторыми странами в ответ на проведение Специальной военной операции Российской Федерации на Украине, определили чёткие потребности в формировании современных национальных стандартов в области отраслевого управления [1].

Почему именно на стандартах управления мы решили сфокусировать своё внимание, это связано с тем, что ошибки, заложенные при планировании каких-либо технологических процессов, в том числе процессов управления, ретранслируется в дальнейшем на всю систему. В то же время, ошибки, заложенные в системе управления проще всего и легче всего исправить на этапе планирования, с учетом того, что это приведет к сохранности некоторого объема финансовых и материальных ресурсов.  Что же такое отраслевые стандарты управления? В нашем случае отраслевые стандарты управления это такие установленные нормативы, которые предписывают и предполагают разработку систем управления и технологических схем взаимодействия субъектов в системе на основе определенных параметров, рамок и ограничений. Необходимость разработки отраслевых стандартов в настоящее время всецело связано с необходимостью трансформация мировой экономики и трансформации российской экономики, в частности. В настоящее время Правительством Российской Федерации осуществляется коррекция концепций и целевых программ с учетом современных негативных факторов, например, вопросы параллельного импорта [2]. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью формирования стандартов управления как начального этапа стандартизации прочих процессов, в том числе и технологических в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации. Примером может служить формирование в области стандартизации государственных услуг, как отрасли в части проведения таможенной экспертизы некоторых групп товаров, которые будут перемещаться, как в условиях параллельного импорта, так и с новых рынков дружественных стран в том числе в различных форматах таможенных процедур [3]. Казалось бы, двоякая постановка вопроса вносит определённый резонанс в рассматриваемые объекты исследования, однако на самом деле и отраслевые стандарты управления и последующие стандарты таможенной экспертизы, которые будут проводиться по предписаниям таможенных органов в отношении товаров участников ВЭД, опираются на единый алгоритмы проведения экспертиз то есть контроля соблюдения стандартов при фактическом перемещении товаров через таможенную границу, отвечая на вопрос соответствует ли товар стандарту или нет.

Целью данного исследования является установление взаимосвязи между такими разнородными понятиями, как стандартизация отраслевого управления и совершенствование алгоритмов таможенной экспертизы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. В основе данного подхода лежит комплексный подход вовлечения, интеграции и если можно применить такой термин — последующей экспансии российских стандартов в интеграционное объединение стран, которые участвуют активно во взаимной торговле с Российской Федерацией.

 В данном случае формируется гипотеза о том, что отраслевые стандарты управления, являющийся начальным этапом всех процессов производства, оказывают влияние в конечном итоге и на стандартизацию алгоритма таможенной экспертизы. Как известно, статьёй 389 Таможенного кодекса ЕАЭС, предписывается назначение и проведение таможенной экспертизы в случае, если для разъяснения вопросов возникающих при совершении таможенных органов своих функций, то есть таможенных операций или проведения соответственно таможенного контроля, требуются специальные или же научные знания. Соответственно этой трактовки возникает необходимость уточнения и дальнейшая стандартизация подхода к вопросу о том, какие конкретно научные знания требуются для проведения таможенной экспертизы и какой уровень «погружения», какой уровень изысканий необходим для подтверждения фактического состояния предъявляемых товаров для таможенного контроля в пункте пропуска. Отсюда возникает первый фактор оказывающий влияние на применение тех или иных стандартов, которые являются управляющими факторами предписывающими применение той или иной экспертизы в том или ином качестве к определённому товару перемещаемому через таможенную границу, иными словами необходим управленческий стандарт приписывающий и разграничивающий чётко фактические манипуляции которые производятся с исследуемым объектом в целях подтверждения его фактического состояния относительно того состояния которое было заявлено в таможенной декларации или же со слов таможенного представителя.

В настоящее время таможенным органом проводится товароведческая технологическая, материаловедческая, криминалистическая, химическая и культурологическая экспертизы. Соответственно на данном этапе отраслевого управления важно определять и относить товар, перемещаемый через таможенную границу к конкретной категории исследования или к нескольким категориям исследований. Так, например перемещаемая картина может иметь рамку из драгоценных металлов и драгоценных камней, но при этом не является культурной ценностью. Возникает справедливый вопрос о истинных мотивах и назначении перемещаемой картины или репродукции через таможенную границу при наличии в рамке данной картины определённого количества драгоценных металлов и драгоценных камней, в данном случае может прослеживаться замысел на перемещение не картины через таможенную границу, а именно драгоценных металлов и камней, что имеет признаки незаконного перемещения.

Отдельное место занимает вопрос процедур проведения таможенной экспертизы в данном случае стандарты отраслевого управления должны предписывать порядок проведения проведение конкретных мероприятий направленных на соблюдение форматов процедур забора образцов и проб, надлежащего оформления документов, а также сохранности упаковки товара и наличия информации позволяющих в комплексе провести таможенную экспертизу в соответствии с поставленным вопросом, при этом необходимо учитывать что количество проб и рассматриваемых объектов должно быть достаточно для полноценного проведения лабораторных и иных испытаний.

Исходя из того, что в соответствии с таможенным кодексом ЕАЭС расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета страны члена, таможенным органом которого назначены таможенная экспертиза, следует предполагать, что данные стандарты должны быть общими. Следует особо отметить, что в настоящее время существует технологические схемы и предписания проведения таможенной экспертизы всеми членами ЕАЭС, что естественно, так как такой формат не мог оставаться без соответствующих стандартов и предписаний. Однако на наш взгляд данные подходы должны носить комплексный характер, а в части совершенствования стандартов проведения таможенной экспертизы должно наносить динамический характер, что связано не только с вопросами параллельного импорта, но также с вопросами выхода Российской Федерации на новые экспортные и импортные рынки.

Таким образом, первым результатом нашего исследования является утверждение о том, что отраслевые стандарты неразрывно могут быть связаны с различными областями проведения стандартных процедур, имеющих непосредственный рамочный характер, важность которых невозможно переоценить в виду обеспечения ими экономической и продовольственной безопасности ЕАЭС и Российской Федерации, в частности [4]. Здесь возникает необходимость изучения тенденций и проблем в области формирования отраслевых стандартов регионального и интеграционного уровня, которые могут быть взяты за основу и адаптированы текущим условиям среды и обстановки в Российской Федерации [5]. В свое время подобная работа проводилась и проводится до сих пор в отношении разработки стандартов формата ГОСТ Р.

Второй комплекс факторов, оказывающий влияние на применение тех или иных стандартов, относится к области политологии, социологии и регионалистики. Приступая к формированию отраслевых стандартов необходимо учитывать социально-культурный фактор, как отдельных стран, так и интеграционных объединений. На сегодняшний день в ЕАЭС входят страны, которые имеют суверенную экономическую политику, собственную валюту и собственные налоговые кодексы, это определяет свободу выбора экономической политики, которая учитывает интеграционные процессы и обязательства в формате ЕАЭС [6]. Однако достоверно установлено, что некоторыми третьими странами в последнее время предпринимаются попытки неконкурентного воздействия на партнёров Российской Федерации по ЕАЭС с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ, формируемых как на основе политического диалога, так и социально-культурного влияния. Для этого обратимся лишь к истории последних пяти лет, когда на территории всех стран членов ЕАЭС были инициированы в той или иной степени социальные волнения, за которыми по мнению специалистов стоят определённые конкретные силы третьих стран. В этой связи при разработке отраслевых стандартов Российской Федерации, необходимо в полной мере ответственно и добросовестно относиться к мнению экспертов стран членов ЕАЭС, котором предстоит адаптировать, по сути, российские стандарты к условиям собственной экономики. Конъюнктурой интеграционного объединения предполагается, что Российская Федерация является основной страной-членом ЕАЭС с самым большим товарооборотом среди стран-членов ЕАЭС, позволяющим странам-членам значительно увеличить экономическую эффективность своих производств и соответственно экономики при интеграции с Российской Федерацией. В этой связи перед учёными экономистами, историками, политологами и социологами возможно поставить вопрос о пластичности тех или иных отраслевых стандартов в отношении стран-членов ЕАЭС и тех стран, которые стремятся стать участниками данного интеграционного объединения. Одной из самых эффективных площадок для обсуждения отраслевых стандартов в формате их дальнейшего согласования со странами членами ЕАЭС является Евразийская экономическая комиссия. Имея в виду, что Российской Федерацией стандарты формата ГОСТ Р внедряются достаточно протяженное время, необходимо привлечь экспертов стран ЕАЭС к разработке отраслевых стандартов, имеющих прямое отношение к последующему интеграционному производству и распределению на начальном этапе. В этой связи предлагается следующая последовательность действий, обеспечивающая формирование и последующее внедрение в практику предприятий и организаций отраслевых стандартов (являющаяся вторым результатом нашего исследования).

Первый этап: создание на базе профильных отраслевых учебных заведений соответствующих центров формирования отраслевых стандартов.

Второй этап: разработка отраслевых стандартов на новых принципах с привлечением экспертов и стран-членов ЕАЭС.

Третий этап: апробация и адаптация национальных стандартов на базе не только Российской Федерации, но и стран членов ЕАЭС, как минимум в отношении тех товаров, которые перемещаются преимущественно только во взаимной торговле стран членов ЕАЭС с Российской Федерацией.

Научная новизна нашего исследования состоит в определении комплекса предложений созданных на основании анализа устойчивых взаимосвязей национальных стандартов, рассмотренных на примере стандартов проведения таможенных экспертиз, с целью совершенствования подходов к разработке стандартов как таковых и подходов дальнейшей адаптации стандартов среди дружественных стран желающих войти в интеграционное объединение и ЕАЭС.

Основное внимание научного сообщества в области стандартизации должно учитывать новейшие инновационные подходы цифровой экономики, колебаний спроса и цен на глобальных рынках и взаимных санкционных ограничений.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Факторный анализ внешней торговли Российской Федерации в аспекте пандемии COVID-19 // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2021. – № 4. – С. 22-31.
  2. Арский А.А. Трансформация цепей поставок при параллельном импорте. Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации. Сборник материалов V-й Международной научно-практической конференции кафедры таможенного дела. Издательство РУДН. — 2022. — с. 10-15.
  3. Шайлиева М. М. Трансформация товарной политики регионов // Маркетинг и логистика. – 2021. – 4 (36). — с. 45-50.
  4. Шайлиева М. М. Посткризисное развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе Центрального федерального округа // Маркетинг и логистика. – 2021. – 1 (33). — с. 82-87.
  5. Эбзеев А.А. Институциональные и социокультурные составляющие политической трансформации российского общества // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 7. – с. 40-50.
  6. Шебзухова Ф.А., Эбзеев А.А. Национально-культурное самоопределение в условиях глобализации как фактор этнокультурной безопасности региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. –2017. –№ 12. – с. 141-146.

УДК 006; 33

Шайлиева М. М. — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры управления инновациями, Государственный университет управления, Москва, Россия.

e-mail: smm77@mail.ru

Industry standards and customs expertise — general approaches in economics

Shajjlieva M. — Associate professor of the Department of innovation management. State university of management, Сandidate of technical sciences, associate professor, Moscow, Russia.

Annotation: the article substantiates the need to consider in a complex of problems the formation of industry standards and their applied application in the industry of state customs control at the stage of customs expertise. The necessity of involving the expert community of the EAEU in the development and further adaptation of standards in the format of mutual trade on the basis of the EAEU is substantiated.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Шайлиева М. М. Отраслевые стандарты и таможенная экспертиза – общие подходы в экономике // Маркетинг и логистика. – 2023. – 1 (45). — с. 62-69.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».