Проблемы и тенденции формирования компетенций направления «Таможенное дело»
Татьяна Александровна Григорьева
Аннотация: в статье рассмотрены различие трактовки профессиональных компетенций направления подготовки «Таможенное дело». Обосновывается необходимость полноты учета факторов при составлении редакций профессиональных компетенций, оказывающих влияние на коммуникационное взаимодействие между должностными лицам таможенных органов Российской Федерации с иностранными уполномоченными органами.
Подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов уделяется особое внимание в контексте интенсификации международной торговли в современных экономических форматах сотрудничества. Качественное образование позволяет должностному лицу таможенных органов в конкретных условиях и обстановке ежедневно решать задачи разной сложности относящиеся не только к его компетенции но и к вопросам коллективного взаимодействия.
В этой связи актуальность непрерывного совершенствования образовательных процесса в области теории и практики таможенного дела не вызывает сомнений. Данная необходимость вызвана динамическим свойством таможенного права, заключающимся в регулярных изменениях обусловленных адаптацией к факторам внешней среды. Перечислим некоторые из них, сложившиеся за последние шесть лет: 1) генерация и развитие Таможенного союза ЕАЭС; 2) передача полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации [1]; 3) вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; 4) запреты и ограничения, действующие в формате «санкционного обмена» с 2014г. по настоящее время и т.д. Динамика в области таможенного дела формирует спрос на качественные образовательные услуги, которые, как было сказано выше, могут быть отнесены к тем видам образовательных услуг: 1) среднее профессиональное и высшее образование (подготовка по специальности); 2) переподготовка должностных лиц; 3) повышение квалификации должностных лиц. Вне зависимости от вида образовательной услуги необходимо формировать компетентностный подход к уровню подготовки студента (слушателя курсов). В системе высшего образования Российской Федерации существует Федеральный государственный образовательный стандарт, определяющий перечень компетенций, в том числе по специальности «Таможенное дело»[2]. Применительно к специальности 38.05.02 «Таможенное дело» существуют общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, овладение которыми в комплексе обеспечивает возможность качественной подготовки молодых специалистов. Однако, по мнению автора, трактовка и редакция компетенций не всегда полно отражает специфику современного состояния международной торговли и межсистемного взаимодействия государственных органов при проведении таможенного контроля. В таблице 1. представлены две редакции профессиональной компетенции, имеющие значительные различия в сути:
Таблица 1.
Анализ редакций профессиональных компетенций специальности «Таможенное дело»
Предыдущая редакция компетенции | Современная редакция(ФГОС 3+) | Эффекты |
ПК-22 «владение навыками сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, Всемирной таможенной организацией и иными международными организациями, занимающимися таможенным делом» [3] | ПК-18 «готовность к сотрудничеству с таможенными органами иностранных государств» | Отсутствие формирования навыков работы будущего молодого специалиста с государственными органами чья деятельность сопряжена с ВЭД |
Исходя из анализа двух редакций профессиональных компетенций, представленных в таблице 1, можно сделать вывод о необходимости уточнения понятий в формируемых в будущем компетенциях с целью полного учета факторов, оказывающих влияние на эффективное управление таможенными органами и на международную торговлю в целом.
Особую актуальность взаимодействие таможенных органов со смежными государственными органами иностранных государств имеют следующие направления:
— противодействие экстремизму и терроризму;
— противодействие контрабанды наркотических средств;
— профилактика преступлений в области защиты прав правообладателей (интеллектуальная собственность);
— организация отдельных видов государственного контроля товаров таможенными органами.[4]
Эффективная реализация мероприятий профилактики и контроля в выше обозначенных областях невозможны, в частности без формирования компетенций по коммуникациям между контролирующими и правоохранительными органами разных стран.
Также стоит учитывать возможности оперативной корректировки отдельных компетенций в области таможенного дела, на которые оказывают влияние интеграционные процессы формата ЕАЭС и запреты и ограничения из области государственной санкционной политики последних двух лет.
В Московском финансово-юридическом университете (МФЮА) при организации учебного процесса дисциплин направления «Таможенное дело» особое внимание уделяется межсистемному взаимодействию, которое и обеспечивается освоением указанных выше профессиональных компетенций. При подготовке должностных лиц таможенных органов определяющее значение имеет способность студента к самостоятельной работе, самообразованию по тем направлениям, которые могут быть полезны при осуществлении профессиональной деятельности. В контексте рассматриваемых вопросов это, безусловно, языковая подготовка и овладение навыками работы с программно-аппаратными комплексами и прикладными информационными программами, обеспечивающими оперативный информационный обмен между сотрудниками таможенных органов Российской Федерации и уполномоченными органами иностранных государств и международных организаций в области внешней торговли. Данные мероприятия могут быть реализованы на базе Московского финансово-юридического университета (МФЮА) в формате проведения курсов повышения квалификации, как в очной форме, так и в дистанционном режиме. Необходимость совершенствования и интенсификации коммуникаций обусловлена возрастающей ролью Российской Федерации в глобальной мировой торговле и интеграции в новые форматы экономического сотрудничества (БРИКС, ШОС и т.д.). Вышеперечисленные обстоятельства формируют объективную тенденцию по корректировке, «ревизии» компетенций направления «Таможенное дело». По сути динамика адаптации компетенций к внешним факторам среды — запросам Федеральной таможенной службы и международной торговли в целом, совпадает с динамикой изменения таможенного законодательства ЕАЭС и оперативным решениям Правительства Российской Федерации в области международных торговых ограничений (санкций).
Список использованной литературы:
- Арский А.А. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Вестник университета (Государственный университет управления). Государственный университет управления. – М.: № 21, 2011. С. 132-134.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // consultant.ru. – 2016. 02 июня. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 08.07.2016).
- Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1117 от 08 ноября 2010 г. [Электронный ресурс] // ru. – 2010. – 08 ноября. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185979 (дата обращения: 08.07.2016).
- Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории / Учебное пособие. / РИО Российской таможенной академии. — М.: 2012. – 231 С. — Коллектив авторов.
УДК 339.56
Т. А. Григорьева — Заведующая Кафедрой теории и практики таможенного дела, АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (МФЮА), Москва
e-mail: Grigorieva.T@mfua.ru
Challenges and tendencies of formation of professional competence in the discipline «Customs»
T. Grigorieva — Head of the department of theory and practice of customs Moscow Financial and Law University (MFUA)
Annotation: The article deals with the interpretation of the difference of professional competence training areas «Customs». The necessity of completeness of accounting factors in the preparation of editions of the professional competencies that influence the communication interaction between the officials of the Russian Federation customs authorities with foreign authorities.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.