Проблемы и тенденции логистических систем в области импортозамещения

Луиза Эдуардовна Евсеева 

Аннотация: в статье на основе результатов анализа обосновывается необходимость импортозамещения в сфере материально-технического снабжения отечественных организаций.

В результате введения экономических санкций со стороны западных стран стратегия импортозамещения является одной из наиболее приоритетных государственных задач.

Под импортозамещением понимается снижение ввоза из-за рубежа в страну определенных видов товаров при условии организации производства данных товаров (либо аналогичных) на территории собственного государства.

Иными словами политика импортозамещения направлена на формирования таких условий, при которых отечественные производители имеют возможность конкурировать с зарубежными поставщиками продукции, достигая реализации намеченных целей.

Основными задачами материально-технического снабжения (МТС) в рамках логистической системы предприятия являются:

  1. своевременное и ритмичное обеспечение предприятия и его подразделений ресурсами необходимого качества и в нужных количествах;
  2. повышение качества поставляемых ресурсов на предприятие и при необходимости смена неконкурентоспособных поставщиков ресурсов на альтернативных;
  3. улучшение использования материальных ресурсов, а именно: повышение уровня фондоотдачи, производительности труда, обеспечение ритмичного производственного процесса, полное потребление в процессе производства вторичных ресурсов;
  4. снижение логистических издержек.

На современном этапе основной проблемой в области МТС отечественных предприятий промышленного сектора является значительная степень зависимости от зарубежных поставщиков, а также высокий уровень логистических издержек, сопровождающих процессы международной торговли.[1]

В таблице 1 проиллюстрировано, что большинство отраслей российской промышленности являются импортозависимыми.[2]

Таблица 1.

Импортозависимые отрасли отечественной промышленности

Наименование отрасли Доля потребления импортной продукции в отрасли, %
Лёгкая промышленность 82
Машины и оборудование 27
Химия и нефтехимия 21
Пищевая промышленность 20
Производство стройматериалов 18
Производство сельхозпродукции 12

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что наибольшая доля импорта в потреблении продукции приходится на легкую промышленность и машинное производство.

Однако полный переход отечественных промышленных предприятий (рассмотрим на примере отрасли «Машины и оборудование») на импортозамещение осложняется рядом существенных причин:

  1. отсутствуют российские аналоги комплектующих необходимого качества;
  2. цены на российские комплектующие выше в сравнении с ценами на импортные аналоги;
  3. уровень качества отечественных комплектующих является низким;
  4. власти не оказывают значительной поддержки в производстве отечественных материалов и комплектующих.

Для решения проблемы импортозамещения требуется учитывать уровень развития отечественной экономики, конкурентоспособность российской продукции, а также степень инновационного развития отечественных предприятий в отраслях промышленности.

В таблице 2 приведены мероприятия, направленные на преодоление проблемы импортозависимости российских промышленных предприятий.

Таблица 2.

Мероприятия по снижению доли потребления импортных материалов и комплектующих отечественными промышленными предприятиями

Мероприятие Эффективность от мероприятия
Стандартизация Разработка и развитие национальных стандартов приведет к снижению доли импорта некачественной продукции, а также позволит стимулировать российские предприятия на выпуск конкурентоспособных материалов и комплектующих.
Государственные субсидии предприятиям отечественной промышленности Стимулирование российских предприятий к реализации масштабных проектов по импортозамещению.
Государственные закупки Обеспечение начального спроса, а также поддержка отечественных предприятий в момент выхода на конкурентоспособные объемы производства. В соответствии с федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» могут быть наложены запреты и ограничения на закупку импортных комплектующих, а также установлены преференции для российских промышленных предприятий.

Можно сделать вывод, что представленные в таблице 2 мероприятия, являются актуальными для поддержки российской промышленности и способствуют переходу отечественных предприятий на импортозамещение.

Таким образом, отечественная промышленность в значительной степени зависит от поставок импортных материалов и комплектующих, что создает угрозу для обеспечения национальной безопасности и конкурентности отечественной экономики, а также формирует опасность генерации экономических рисков.[3] Однако данную ситуацию можно рассматривать не только как угрозу, но и в качестве возможности реализации стратегии значительного подъема российского производства в отраслях промышленности.

Алгоритм импортозамещения в логистических системах отечественных субъектов рынка должен учитывать возможности не только замены какого-либо импортного оборудования на отечественное, например электропогрузчиков, но и конструктивно обеспечивать развитие предприятия, формировать конкурентные преимущества его на рынке. Так, например, в секторе складского хозяйства возможно эффективное импортозамещение по следующим направлениям: стеллажи для хранения штучных грузов, пластиковые и металлические емкости для наливных грузов, а так же комплектование электропогрузчиков аккумуляторными батареями отечественного производства по согласованию с заводом-изготовителем.

Список использованных источников:

  1. Арский А.А. Особенность формирования стоимости логистической услуги // Экономика. Налоги. Право. – М.: Финансовый университет, №1, 2014. – 134 с., с. 44-47.
  2. Симоненко М. В. Проблемы импортозамещения в России в условиях экономических санкций США и Западной Европы / М. В. Симоненко // Молодой ученый. — 2015. — №19. — с.423-426.
  3. Арский А.А. Управление внешними рисками логистических систем // Стратегии бизнеса. Электронный научно-экономический журнал. Издательский дом «Реальная экономика».  – Санкт-Петербург. №1, 2014. – 22-24 с.

 УДК 658.7

Л. Э. Евсеева — студент бакалавриата группы ТД4-1, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

E-mail: liza_2910@mail.ru

Научный руководитель – А. А. Арский, к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг и логистика», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

 Problems and trends of logistics systems in the field of import substitution

 L. Evseeva — student group TD 4-1, Financial University under the Government of the Russian Federation.

scientific director — A. Arskiy, Ph.D (Econ.), Department of «Marketing and Logistic», the assistant professor,   Financial University under the Government of the Russian Federation.

 Annotation: the article, based on the analysis results, the necessity of import substitution in the field of logistics domestic organizations.

Добавить комментарий