Профессиональное развитие и трудовая деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья

Шайлиева Марина Магометовна

Аннотация: в статье представлены основные аспекты адаптации к трудовой деятельности лиц с ОВЗ, на этапе кадрового отбора и адаптации в коллективе. Формируются рекомендации по профессиональному сопровождению лиц с ОВЗ в процессе их профессионального развития посредством освоения программ переподготовки и повышения квалификации.

В наше время инклюзивному образованию уделяется огромное внимание, если сравнивать текущую ситуацию с ситуацией которая была еще 15 лет тому назад, то можно отметить огромный прогресс, как формировании доступной среды для людей с ОВЗ при обучении в вузах, так и более профессиональную подготовку рядовых педагогов, которые преподают дисциплины в вузах не являющихся профильными для подготовки специалистов из людей с ОВЗ. Важно, что и отрасли промышленности России, и государственные органы, да и в целом бизнес адекватно реагируют на запросы социума в части обеспечения людей с ОВЗ работой и занятостью [1; 6].

Актуальной задачей при этом является рассмотрение тенденций в области инклюзивного образования и профессионального сопровождения лиц с ОВЗ в течение их трудовой деятельности. Трудовая занятость людей с ОВЗ позволяет социализироваться данной категории граждан и внести свой вклад в экономическую систему страны. Ученые доказали, что при правильном подборе профессии, при правильном подборе должности и соответственно трудовой занятости лицо с ОВЗ может показывать даже более лучшие результаты в трудовой деятельности, чем лицо без каких-либо ограничений.

С развитием цифровых технологий, с развитием различных сервисов позволяющим работать удаленно в основном через сеть Интернет за персональным компьютером, перечень профессий для лиц с ОВЗ значительно увеличился. Учитывая низкую безработицу в России и достаточно большое количество трудовых мигрантов, лица с ОВЗ могут претендовать на широкую группу должностей и успешно конкурировать с лицами без ограничений на кадровых конкурсах [2]. Необходимо выделить три важных аспекта подготовки лиц с ОВЗ к трудовой деятельности. Условно эту подготовку можно разделить на 3 этапа:

Первый этап – подготовка специалиста по определённой профессии;

Второй этап – это переобучение специалиста с той профессии, которую он освоил ранее на новую профессию, более актуальную;

Третий этап – это трудоустройство лица с ОВЗ в соответствии с его возможностями и ограничениями.

Также необходимо отметить, что на протяжении всех этих этапов, где происходит реализация мероприятий лиц с ОВЗ, лицу с ОВЗ необходимы консультации и педагогическое и психологическое наставничество для более качественного преодоления психологических барьеров и более качественного отбора в соответствии с профессиональными навыками у данного лица на работу. Что же касается Третьего этапа трудоустройства лица с ОВЗ, здесь наставничество концентрируется на рабочих функциях лица с ОВЗ интеграцию его в трудовой коллектив и возможное управление различными рисками и конфликтами, а также, конечно, развитие профессионального потенциала [3; 4].

Не стоит забывать, что лицо с ОВЗ, так же как и лицо без ОВЗ, на первоначальном этапе своей трудовой деятельности нуждается в наставничестве, данная наставничество может выражаться в различных формах, как наставничество в профессии, так и наставничество в бизнесе, концентрирующееся, например, в наставничестве по построению стратегических бизнес процессов. Также как и лицо с ОВЗ должно исповедовать компетентностный подход при своём обучении и при реализации своих трудовых функций. Лицо с ОВЗ реализует свои компетенции и развивает эти компетенции по мере своих физических и эмоциональных сил и по мере трудовой необходимости с учетом тех нормативных регламентов, которые действуют в отношении труда и отдыха лиц с ОВЗ. Необходимо также отметить, что лица с ОВЗ могут не менее эффективно осуществлять деятельность в области юриспруденции.  оценки законодательства, анализа больших данных об экономической среде рынка, проведению маркетинговых исследований, диспетчеризации логистических процессов и, конечно, сопровождении торговой деятельности [5]. Как было сказано выше, весь набор компетенций в соответствии с требованиями непосредственно должности лица с ОВЗ, должен фокусироваться на повышении качества достижения этих компетенций. В этом случае, уже на этапе развития личности с ОВЗ, необходимо формировать программы дополнительного профессионального образования, а именно программы повышения квалификации в той предметной области, в которой трудится лицо с ОВЗ, закономерно возникает вопрос о разработке широкого спектра программ дополнительного профессионального образования для лиц с ОВЗ.

Таким образом, возможно предложить следующие варианты развития трудового потенциала лица с ОВЗ после трудоустройства и наличия определенного опыта работы в отрасли:

Первый этап – оценка способности лица с ОВЗ проводить критический анализ своей деятельности и деятельности организации и предлагать решение по совершенствованию системы и по совершенствованию своих трудовых навыков;

Второй этап – предложение конкретных алгоритмов мероприятий, повышающих качество работы экономической системы и способствующей развитию собственной компетенции;

Третий этап – контроль, сопоставление полученных результатов с результатами запланированными, своеобразный прогноз реализации предложенных мероприятий и выработка по его результатам предложений по модернизации системы в целом.

Подводя итоги данного исследования, можно констатировать следующее: научная новизна данного исследования представляется в формировании совокупности факторов, оказывающих содействие в трудоустройстве лица с ОВЗ и эффективному развитию его потенциала. Проведен комплексный анализ тех возможностей, которые лицо с ОВЗ может использовать относительно развития собственного потенциала при достижении определенного опыта работы.

Автором будет продолжен научный поиск эффективных моделей подготовки и переподготовки кадров – лиц с ОВЗ на базе Московского государственного гуманитарно-экономического университета, являющегося одним из крупнейших научно-методических центров разработки и реализации учебных программ для лиц с ОВЗ.

Список использованной литературы:

  1. Arskiy A., Golubovskaya E., Shailieva M. Estimation coefficients for evaluating the efficiency of it facilitated online learning // 2021 IEEE International conference on educational technology, ICET 2021. Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc. – 2021. – pp. 220-225
  2. Арский А.А. Виртуальные филиалы как основа системы высшего образования в моногородах // Маркетинг и логистика. – 2015. – №1-1 (1). – с. 4-8.
  3. Арский А.А. Основы эффективного управления конфликтами преподавателем вуза // Мир современной науки. – – № 2 (42). – с. 75–78.
  4. Арский А.А. Нравственно-правовое ориентирование в управлении персоналом таможенных органов // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2020. – № 11. – С. 32-35.
  5. Шайлиева, М. М. Маркетинговые аспекты продвижения образовательных услуг // Маркетинг и логистика. – 2021. – № 2(34). – С. 98-103.
  6. Цыпин А. П., Шайлиева М. М., Сорокин А. С., Хмелев И. Б. Ретроспективный статистический анализ рынка труда на постсоветском пространстве // Вестник евразийской науки. – 2019. – Т. 11, № 6. – С. 57.

УДК 331.5

Шайлиева М. М. — кандидат технических наук, доцент. Заместитель декана факультета экономики, Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва, Россия

e-mail: shailieva@mggeu.ru

Professional development and employment of persons with disabilities

Shajjlieva M. — candidate of technical sciences, associate professor, Deputy dean of the faculty of economics, Moscow state university for the humanities and economics. Moscow, Russia

Annotation: the article presents the main aspects of adaptation to the work activity of disabled people, at the stage of personnel selection and adaptation in the team. Recommendations are formed on the professional support of disabled people in the process of their professional development through the development of retraining and advanced training programs.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Шайлиева М. М. Профессиональное развитие и трудовая деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья // Маркетинг и логистика. – 2023. – 2 (46). — с. 46-53.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».