Совершенствование режима обратной связи при реализации программ дополнительного профессионального образования

Олег Евгеньевич Ломакин 

Аннотация: в статье представлена модель структуры обратной связи вуза, реализующего программу дополнительного профессионального образования и слушателя, освоившего данную программу. Обратная связь, позволяет актуализировать учебный материал программы и получать от слушателя оценку качества реализуемой программы в формате практической реализации полученных слушателем компетенций.

Реализация программ дополнительного профессионального образования предполагает формирование у слушателей (обучающихся по программе повышения квалификации или программе переподготовки), компетенций для более качественного выполнения своих должностных обязанностей и функций.[1]

Актуальной задачей вуза является не только качественная реализация программ дополнительного профессионального образования, но и повышение качества данных программ, своевременная их актуализация. Актуализация программ дополнительного профессионального образования должна иметь непрерывный характер, то есть должна быть динамичной. Данную динамику диктуют ежегодные, и даже ежеквартальные изменения в секторе агропромышленного комплекса и внешнего и внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции. Актуализация программ дополнительного образования возможна на основе трех подходов, комплексная реализация которых позволяет достигнуть высокого уровня соответствия программы требованиям текущих условий среды и обстановки.

Первый подход – это мониторинг ответственными исполнителями вуза (составителями программ, научными руководителями) динамичной информационной среды с целью поиска изменений в нормативной базе, изменений в области применения инноваций и т.д. Данный поиск осуществляется для актуализации программ в соответствии с последними достижениями законотворчества и научно-технического прогресса, учитывающих меры государственной поддержки в формате создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования деловой активности.[2]

Второй подход – мониторинг образовательных программ дополнительного профессионального образования специализированным отделом маркетинга, с целью определения тренда актуальных направлений подготовки. Данный поиск основан на мониторинге предложений конкурирующих вузов и учебных центров.

Третий подход – налаживание системы динамической обратной связи по принципу «вуз — специалист» с целью определения качества полученных в вузе знаний при их применении на практике. Научная новизна данной системы состоит в непрерывном мониторинге результатов деятельности слушателей-специалистов, освоивших программы дополнительного профессионального образования в сфере агропромышленного комплекса.

Комплексная реализация данных подходов позволяет осуществить полный охват актуальных изменений внешней среды и разработать именно такие программы и учебные материалы, которые будут эффективно отвечать требованиям сегодняшнего дня. Особую важность имеют направления, обеспечивающие инновационное развитие агропромышленного комплекса, а так же образовательные программы по обеспечению реализации предприятиями агропромышленного комплекса программ импортозамещения.

Предлагается рассмотреть модель обратной связи специалиста с вузом для мониторинга результатов практического применения освоенных компетенций. Этапы обратной связи представлены на рисунке 1.

Структура обратной связи слушателя-специалиста

Рисунок 1. Структура обратной связи слушателя-специалиста и мониторингового центра вуза

На представленной выше схеме обозначены три возможных формата организации динамической обратной связи. Рассмотрим их по степени адаптивности к рабочему графику слушателя-специалиста, его месторасположению и других факторов требующих учета при организации обратной связи.

Первый формат – информационный портал вуза, обеспечивающий доступ слушателю при обучении, продолжает работу со слушателем в режиме обратной связи и после окончания обучения. Взаимодействие сводится к анкетированию слушателя на основании «анкеты актуализации», которая может содержать вопросы: «Какие зарубежные практики вы хотели бы рассмотреть в контексте реализованной программы?»; «Удалось ли сократить операционные издержки на основе моделей освоенных Вами по итогам обучения?» и т.д.[3; 4] Кроме того, слушатель может вносить предложения, по корректировке программы мотивируя свои предложения прилагая расчеты и аргументы.[5]

Второй формат – call-центр вуза, обеспечивающий консультирование слушателя-специалиста в определенное время в режиме телефонного разговора. Слушатель-специалист получает ответы на интересующие его вопросы применительно освоенной программы и имеет возможность внесения предложений по совершенствованию освоенной программы.

Третий формат –  выездные рабочие встречи, проходят на месте базирования слушателя-специалиста по приглашению руководителя организации направляющей слушателя на обучение. Данный формат позволяет наладить взаимодействие не только со слушателем-специалистом, но и с руководителем организации непосредственно решающим задачи по повышению уровня компетентности специалистов.

Первый формат организации обратной связи наиболее предпочтителен по причине круглосуточного доступа и наличия некоторой справочной информации непосредственно на портале. Также в круглосуточном режиме слушателю-специалисту доступна возможность внесения предложений по совершенствованию программы и по внедрению инноваций в предметную отрасль, рассматриваемую в программе (логистика в агропромышленном комплексе, управление персоналом в агропромышленном комплексе и т.д.).

По результатам применения той или иной модели обратной связи, проводится обработка массива информации в периоде не реже одного раза в месяц, в течение которого формируются выводы по результатам анализа поступивших отзывов и предложений. Данная информация анализируется специалистами и руководителями вуза и служит основой для внесения изменений (актуализацию) реализуемых программ дополнительного профессионального образования наряду с первым и вторым подходом в комплексе мероприятий по актуализации программ.

Реализация данного алгоритма обратной связи имеет выраженный маркетинговый аспект – слушатель-специалист не чувствует себя одиноким и после завершения обучения, формирует лояльность к вузу проявляющему интерес в «судьбе слушателя» и результатах его обучения, а не просто дающего знания и выдающего диплом об окончании обучения по той или иной программе. Вуз, гармонично реализующий режим обратной связи, имеет большое конкурентное преимущество на рынке образовательных программ.

В заключение необходимо коснуться вопроса оценки качества освоения слушателем компетенций предусмотренных программой дополнительного профессионального образования. Учеными Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, ведется работа по формированию и апробации моделей оценки (коэффициентов) качества подготовки слушателей, в том числе и на базе образовательных кластеров[6]. Данные исследования учитывают специфику подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса и служат базисом для совершенствования системы дополнительного профессионального образования.

Список использованной литературы:

  1. Тебекин А. В., Ломакин О. Е., Шафиров В. Г. Исследование рынка программ ДПО АПК с позиций их адаптации к достижениям научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе // Маркетинг и логистика. – 2018. – №2 (16). – с. 106-117.
  2. Ломакин О.Е. Теоретико-методологические основы формирования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности // Инновации и инвестиции. – 2010. — № 2. – с. 2-6.
  3. Арский А. А. Оценка эффективности управленческих решений в антикризисном управлении предприятия агропромышленного комплекса // Маркетинг и логистика. – 2018. – №2 (16). – с. 6-11.
  4. Арский А.А. Управление логистическими издержками предприятий агропромышленного комплекса // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2018. – № 1. – с. 98-102.
  5. Ломакин О.Е. Разработка стратегии государственной поддержки инновационной деятельности молодежных бизнес-инкубаторов // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2012. – № 1-2. – с. 74-76
  6. Арский А.А. Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 2(46). – с. 3-6.

УДК 378

О. Е. Ломакин — доктор экономических наук, доцент кафедры управления в АПК, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Москва, Россия

E-mail: o.lomakin@rako-apk.ru

Perfection of the feedback regime in the implementation of additional vocational education programs

O. Lomakin — Doctor of economics, associate professor of department of management in agrarian and industrial complex, FGBOU DPO «The Russian academy of staffing of agro-industrial complex», Moscow, Russia

Annotation: the article presents a model of the feedback structure of the university implementing the program of additional vocational education and a student who has mastered this program. Feedback allows to update the curriculum material of the program and receive from the listener an evaluation of the quality of the implemented program in the format of practical implementation of the competences obtained by the student.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Ломакин О. Е. Совершенствование режима обратной связи при реализации программ дополнительного профессионального образования // Маркетинг и логистика. – 2018. – №4 (18). – с. 45-51.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».