Совершенствование таможенного контроля при ввозе предметов одежды на таможенную территорию Таможенного союза

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: В статье рассматриваются современные особенности проведения таможенных контроля в отношении предметов одежды. Обосновываются эффективные направления совершенствования таможенного контроля, которые позволяют оптимизировать проведение таможенного досмотра при ввозе предметов одежды на таможенную территорию Таможенного союза.

В соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) к предметам одежды относятся товары из товарных групп «61» и «62» ТН ВЭД ЕАЭС.[1]

В товарную группу «61» входят «предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания», предназначенные как для взрослых, так и для детей: пальто, костюмы, брюки, юбки, рубашки, блузки, нижнее белье, майки, свитеры и т.п. В товарную группу «62» входят те же самые предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания.

Таможенный контроль в отношении предметов одежды, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (далее — ТС), проводится в соответствии с формами таможенного контроля, приведенными в ст. 110 Таможенного кодекса Таможенного союза (рис. 1).

Необходимо отметить, что на практике основной формой таможенного контроля, проводимого в отношении ввозимых предметов одежды, является таможенный досмотр. Таможенный досмотр — действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажом или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ст. 116 ТК ТС).

Формы таможенного контроля

Рисунок 1. Формы таможенного контроля [2]

Таможенный досмотр товаров проводится с различной степенью:

10 % — товары представляются для досмотра в количестве 1/10 от всех наименований, моделей и артикулов;

50 % — половина всех наименований, моделей и артикулов товаров представляются для таможенного досмотра;

100 % — товарная партия представляется для досмотра в полном объеме.

На сегодняшний день система управления рисками таможенных органов выстроена таким образом, что в отношении предметов одежды таможенный досмотр проводится в основном со степенью 100 %. При этом такой досмотр сочетается со вскрытием всех упаковок, с полным взвешиванием товаров, их пересчетом, фотографированием, а также отбором образцов (в некоторых случаях).[3]

Как правило, весь ассортимент предметов одежды, ввозимых на таможенную территорию ТС, представлен огромным количеством моделей и артикулов. Например, такие известные торговые марки одежды, как LACOSTE, KAPPA, COLIN’S, WAIKIKI, KOTON, SUVARI, LTB могут иметь свыше 100 моделей и артикулов по каждому из наименований. С учетом того, что таможенный досмотр проводится в отношении всех моделей и артикулов одежды, его проведение в отношении крупных товарных партий может затянуться на несколько недель.

Главной целью таможенного досмотра является идентификация товаров, в результате которой таможенный орган может выявить и пресечь нарушения таможенного законодательства.[4] При ввозе предметов одежды на таможенную территорию ТС особое внимание уделяется на возможные нарушения нормативно-правовых норм в части уплаты таможенных платежей и соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле.[5]

Основная проблема заключается в том, что получаемые результаты таможенного досмотра в отношении предметов одежды имеют минимальный экономический эффект либо такие меры вовсе неэффективны.

В качестве актуального примера можно привести статистику таможенного поста «Аэропорт Внуково (грузовой)», находящегося в регионе деятельности Внуковской таможни (табл. 1).

Согласно данным таблицы 1 в 2015 г. и первом полугодии 2016 г. в зоне деятельности т/п «Аэропорт Внуково (грузовой)» по результатам 50 таможенных досмотров со степенью 100% было возбуждено только 2 дела об административном правонарушении.

Очевидно, что применение указанной формы таможенного контроля в существующем виде не имеет никакого смысла. В этой связи возникает необходимость совершенствования порядка проведения таможенного досмотра в целях повышения эффективности таможенного контроля в отношении предметов одежды, ввозимых на таможенную территорию ТС.

Таблица 1.

Результаты таможенного досмотра в отношении предметов одежды на т/п «Аэропорт Внуково (грузовой)» в 2015 – I полугодии 2016 гг.

Наименование участника ВЭД Количество досмотров со степенью 100% Количество возбужденных дел об административных правонарушениях
ОАО «КОМПАНИЯ АВИА-ИНВЕСТ» 29 0
ООО «АВИА ИНВЕСТ ГРУПП» 10 0
ООО «КОТОН ТЕКСТИЛЬ» 5 1
ООО «ТЕМА РИТЕЙЛ РУ» 3 0
ООО «ТРАНС АЗИЯ КАРГО» 3 1

Низкая эффективность таможенного досмотра в отношении предметов одежды связана с тем, что при его назначении не учитываются особенности обложения таких товаров ввозными таможенными пошлинами.

В соответствии с п. 2 ст. 75 ТК ТС сумма таможенных пошлин исчисляется [2]:

— исходя из таможенной стоимости товаров (адвалорные ставки);

— исходя из физических характеристик товаров в натуральном выражении: количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика (специфические ставки);

— исходя из таможенной стоимости товаров и их физических характеристик (комбинированные ставки).

Отметим при этом, что масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, называется массой «нетто» товара (см. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257).[6]

Ставки таможенных пошлин в Таможенном союзе ЕАЭС определяются в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 54. Так, большая часть предметов одежды из «61» и «62» групп ТН ВЭД ЕАЭС облагаются ввозной пошлиной по специфическим ставкам, т.е. базой для исчисления таможенной пошлины является вес нетто товаров в килограммах.

Тем не менее, в отношении предметов одежды также применяются адвалорные и комбинированные ставки, где сумма таможенных пошлин исчисляется исходя из таможенной стоимости товаров.

В связи с этим можно констатировать, что полное взвешивание предметов одежды, облагаемых таможенной пошлиной исходя из таможенной стоимости товаров, не имеет экономического смысла. Таможенный досмотр таких товаров следует проводить в сочетании с их пересчетом и фотографированием.

Необходимость пересчета товаров обусловлена тем, что фактурная стоимость предметов одежды в прайс-листах складывается из цены товаров за единицу изделия, а значит, количество единиц товара влияет на таможенную стоимость и сумму таможенной пошлины.

Фотографирование предметов одежды необходимо с точки зрения соблюдения запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию ТС.

Аналогично можно предложить, что таможенный досмотр в отношении предметов одежды, облагаемых таможенной пошлиной исходя из физических характеристик товаров, целесообразно сочетать лишь с полным взвешиванием и фотографированием, пересчет таких товаров не имеет экономического смысла.

Кроме того, в отношении добросовестных участников ВЭД можно смягчить степень таможенного досмотра со 100% до 50%, а затем до 10%. Как правило, для выявления серьезных нарушений таможенного законодательства достаточно проводить таможенный досмотр со степенью 10%. Стопроцентный досмотр товаров позволяет в некоторых случаях выявлять мелкие нарушения, но, в целом, его проведение не окупает вложенные затраты и усилия таможенных органов.

Стоит отметить, что оптимизация порядка проведения таможенного досмотра в отношении предметов одежды выгодна для всех участников процесса таможенного оформления, так как:

а) участникам ВЭД позволяет существенно сократить расходы, связанные с подготовкой товарной партии к таможенному досмотру, а также ускорить процесс таможенного оформления предметов одежды;

б) таможенным органам позволяет уменьшить нагрузку на кадровый состав досмотровых подразделений, а также снизить расходы, связанные с проведением таможенных досмотров.

Таким образом, в целях совершенствования таможенного контроля при ввозе предметов одежды на таможенную территорию ТС предлагается:

1) отменить полное взвешивание при досмотре предметов одежды, облагаемых пошлиной исходя из таможенной стоимости товаров, таможенный досмотр таких товаров следует проводить в сочетании с их пересчетом и фотографированием;

2) отменить пересчет изделий при досмотре предметов одежды, облагаемых таможенной пошлиной исходя из физических характеристик товаров, таможенный досмотр таких товаров целесообразно сочетать лишь с полным взвешиванием и фотографированием;

3) уменьшить степень таможенного досмотра в отношении добросовестных участников ВЭД со 100 до 50%, а затем и до 10%.

Реализация рассмотренных в статье мероприятий обеспечит высокую эффективность проведения таможенного контроля при ввозе предметов одежды на таможенную территорию Таможенного союза.

Список использованной литературы:

  1. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» [Электронный ресурс] // tsouz.ru. – 2012. – 23 июля. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru (дата размещения 23.07.2012).
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ, 2010, № 50, ст. 6615.
  3. Худжатов М.Б. Особенности таможенного контроля товаров турецкого производства на современном этапе // М.: Научно-практический журнал «Маркетинг и логистика». — №2(4), 2016. – с. 41-47.
  4. Термины и определения, применяемые при проведении транспортного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля таможенными органами Таможенного союза. Словарь терминов. / РИО Российской таможенной академии, — М. 2011 – 106 С. Коллектив авторов.
  5. Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории / Учебное пособие. / РИО Российской таможенной академии, — М.: 2012 – 231 С.
  6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» [Электронный ресурс] // ru. – 2016. – 02 июня. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru/ (дата размещения 02.06.2010).

УДК 339.562

М. Б. Худжатов – к.э.н., специалист по таможенному оформлению, ООО «Авиа Инвест Групп»

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Improvement of customs control for the import of garments in the customs territory of the Customs Union

M. Khudzhatov – candidate of economical sciences, specialist in customs clearance LLC «Avia Invest Group».

Annotation: the article considers the modern features of customs control in relation to garments. The author suggests steps that allow to optimize the performance of customs inspection for import of garments into the customs territory of the Customs Union.

Добавить комментарий