Таможенные аспекты маркировки средствами идентификации иностранных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации
Худжатов Микаил Бекзадаевич
Аннотация: статья посвящена анализу действующего порядка маркировки средствами идентификации иностранных товаров, ввозимых на территорию РФ. По результатам проведенного анализа выявлены актуальные проблемы таможенного оформления товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, и предложены практические рекомендации по их решению. Реализация на практике изложенных в статье рекомендаций окажет значительную поддержку российским участникам ВЭД, которые импортируют на территорию РФ иностранные товары, подлежащие маркировке средствами идентификации.
В последние годы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наблюдается широкое распространение системы маркировки товаров. Особенно развитие данной системы заметно на территории Российской Федерации, являющейся лидером ЕАЭС. Указанная тенденция обусловлена несколькими факторами [1]:
во-первых, система маркировки товаров обеспечивает прослеживаемость маркированных товаров с помощью особого маркера;
во-вторых, система маркировки товаров позволяет повысить эффективность борьбы с нелегальным оборотом продукции на внутреннем рынке;
в-третьих, система маркировки товаров упрощает осуществление контрольно-надзорной деятельности органами государственной власти.
В целом, цифровая маркировка стоит на страже интересов государства, потребителей и правообладателей. Вместе с тем анализ положений таможенного законодательства и правоприменительной практики позволяет определить проблемы, которые являются серьезным препятствием для осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) российскими компаниями. Вышеизложенные обстоятельства обусловили актуальность данной статьи.
Как уже было отмечено, система маркировки товаров обеспечивает прослеживаемость маркированных товаров с помощью особого маркера, например, штрихового кода или метки RFID на каждом товаре. Маркировка средствами идентификации применяется в отношении товаров, произведенных на территории РФ, а также иностранных товаров, ввозимых на территорию РФ [2]. В настоящее время обязательная маркировка иностранных товаров средствами идентификации уже применяется и планируется в ближайшей перспективе в отношении 19 категорий товаров (рис. 1).
В контексте применения системы маркировки товаров в качестве инструмента для борьбы с нелегальным оборотом продукции на внутреннем рынке отметим, что маркировка показывает свою эффективность по следующим направлениям борьбы с нелегальным оборотом продукции [4]:
- фальсификация и подделка товаров;
- нелегальное производство и декларирование товаров;
- подделка оригинальной заводской этикетки и упаковки;
- имитация упаковки бренда;
- выпуск продукции под наименованием, отсутствующим в ассортименте предприятия — изготовителя или снятой с производства;
- выпуск контрафактной продукции, маркированной под несуществующие бренды;
- нанесение на неидентифицированную упаковку распечатанных на принтере черно белых этикеток с указанием производителя.
Высокая эффективность борьбы по указанным направлениям обеспечивается путем применения средств идентификации (Data Matrix), поскольку получить всю информацию о товаре можно из одного Data Matrix кода (рис. 2).
На конец 2021 года участниками системы маркировки товаров являются 550 тыс. компаний, в т.ч. импортеры иностранных товаров. В данном контексте важное место занимает осуществление контрольно-надзорной деятельности органами государственной власти. На территории РФ применяется национальная система цифровой маркировки «Честный знак», оператором которой является ООО «Центр развития перспективных технологий» [5]. Важно отметить, что национальная система цифровой маркировки «Честный знак» интегрирована с информационными системами органов государственной власти РФ (рис. 3).

Рисунок 3 — Интеграция системы цифровой маркировки «Честный знак» с органами государственной власти РФ [3]
Федеральным органам исполнительной власти обеспечивается доступ к сведениям ГИС «Маркировка», определенным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1955 [6]. В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности в адрес оператора ООО «Центр развития перспективных технологий» регулярно поступают запросы от органов государственной власти, касающиеся подтверждения статусов, выдачи кодов маркировки, статусов и принадлежности кодов маркировки, сведений по движению кодов маркировки. При этом одним из основных направлений контрольно-надзорной деятельности является таможенный контроль, осуществляемый ФТС России [7]. Технология таможенного контроля за соблюдением требований по маркировке товаров представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 — Технология таможенного контроля за соблюдением требований по маркировке иностранных товаров [8]
Как видно из рисунка 4, таможенный контроль начинается на этапе таможенного декларирования товаров. При подаче декларации на товары (ДТ) в графе 31 указываются [9]:
- под номером 10 – контрольные идентификационные знаки в отношении предметов одежды из натурального меха;
- под номером 13 – коды маркировки в отношении остальных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
Если в графе 31 ДТ отсутствуют контрольные идентификационные знаки или коды маркировки, либо они отсутствуют в ГИС «Маркировка», таможенный орган отказывает в выпуске товаров. В любом случае, коды маркировки, указанные в графе 31 ДТ, подлежат проверке таможенным органом. В данном контексте проверка осуществляется посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) между информационной системой таможенных органов «АИСТ-М» и ГИС «Маркировка». Если же проверка кодов маркировки осуществляется после выпуска товаров, т.е. маркированные товары находятся в обороте на внутреннем рынке, таможенные органы проводят таможенный контроль нанесенных кодов маркировки в системе ГИС «Маркировка».
В случае ввоза товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на территорию РФ из стран ЕАЭС, таможенный контроль нанесенных кодов маркировки может проводиться при участии мобильных групп таможенных органов, которые сканируют коды маркировки и проверяют их в системе ГИС «Маркировка». Данное обстоятельство обусловлено отсутствием таможенного декларирования при перемещении товаров между странами ЕАЭС [10].
Отметим также, что нарушений требований по маркировке товаров средствами идентификации влечет:
- административную ответственность в соответствии со статьями 15.12 и 15.12.1 КоАП РФ;
- уголовную ответственность в соответствии со статьей 171.1 УКРФ (если стоимость товаров превышает 2 250 000 руб.).
Вышеизложенные положения свидетельствуют о том, что система маркировки товаров средствами идентификации является эффективным инструментом контроля за импортом иностранных товаров на территорию РФ. Вместе с тем, как показывает практика, действующее законодательство в сфере маркировки товаров средствами идентификации имеет существенные недоработки, которые могут препятствовать ведению бизнеса добросовестными участниками ВЭД.
Одна из таких проблем связана с неопределенностью требований маркировки товаров средствами идентификации при их помещении под различные таможенные процедуры. По общему правилу иностранные товары должны маркироваться в рамках процедуры выпуска для внутреннего потребления. Также известно, что при помещении российских товаров под таможенную процедуру экспорта требования по маркировке не применяются. Однако согласно таможенному законодательству ЕАЭС участники ВЭД вправе помещать товары под 17 таможенных процедур, и порядок маркировки товаров средствами идентификации в остальных процедурах четко не регламентирован [11].
Следующая проблема связана с местом нанесения на иностранные товары кодов маркировки. Таможенные органы РФ призывают бизнес – сообщество наладить процесс маркировки товаров средствами идентификации в стране производителя или поставщика товаров, т.е. в иностранном государстве. Проблема в том, что внедрение в технологический процесс производства товаров процедуры маркировки требует определенных инвестиций и временных затрат. Ввиду того, что российские компании редко являются крупными покупателями иностранных товаров, их иностранные партнеры не готовы внедрять маркировку в технологический процесс производства товаров.
В данном контексте участники ВЭД считают оптимальным ввозить товары без маркировки, далее помещать товарную партию на склад временного хранения (СВХ), и до подачи ДТ наносить коды маркировки на этом СВХ. Проблема в том, что действующее таможенное законодательство ЕАЭС запрещает совершение операций по нанесению маркировки на иностранные товары в период их временного хранения на СВХ. С точки зрения таможенного оформления нанесение маркировки возможно только при помещении товаров под процедуру таможенного склада, для этого необходимо таможенное декларирование товаров путем подачи ДТ, а также перемещение товаров с СВХ на таможенный склад [11]. Данный способ дополнительно усложняется тем, что количество таможенных складов весьма ограничено на территории РФ.
Наконец, еще одна проблема связана с дублированием требований по маркировке табачной продукции. В данном контексте напомним, что при ввозе на территорию РФ табачные изделия иностранного производства должны быть промаркированы акцизными марками. В то же время с 1 июля 2021 года табачная продукция, ввозимая на территорию РФ, должна маркироваться средствами идентификации. На наш взгляд, двойная маркировка табачных изделий иностранного производства является нецелесообразной.
Для решения вышеизложенных проблем предлагаем:
- Регламентировать порядок маркировки товаров средствами идентификации при их помещении под различные таможенные процедуры. В частности, необходимо определить, требуется ли маркировка товаров в рамках процедур временного ввоза/вывоза, реимпорта после экспорта и временного вывоза, переработки товаров и др. Поскольку общим условием всех таможенных процедур является соблюдение запретов и ограничений, таможенные органы априори требуют соблюдать правила маркировки товаров, что нецелесообразно в некоторых случаях [12]. Например, при экспорте товаров требования по маркировке не применяются, однако если эти же товары обратно ввозятся в РФ в том же состоянии и помещаются под процедуру реимпорта, таможенные органы требуют соблюдать правила маркировки товаров.
- Разрешить совершение операций по нанесению маркировки на иностранные товары в период их временного хранения на СВХ. Данная мера значительно упростит таможенное оформление иностранных товаров, сократит издержки участников ВЭД без ущерба качеству таможенного контроля. Кроме того, учитывая многочисленность СВХ по сравнению с таможенными складами, эта мера будет способствовать увеличению рабочих мест и развитию околотаможенной инфраструктуры РФ.
- Отменить маркировку табачной продукции акцизными марками. С подобной инициативой уже выступила одна из стран ЕАЭС – Киргизия. В частности, Минэкономики Киргизии предлагает отказаться от акцизных марок на табачную продукцию, а производителям и импортерам осуществлять только нанесение кодов маркировки [13]. В данном контексте целесообразно запустить пилотный проект в целях облегчения ведения деятельности участников ВЭД и отказаться от применения акцизных марок в отношении табачной продукции на основе результатов пилотного проекта.
Таким образом, реализация на практике предложенных в статье рекомендаций окажет значительную поддержку российским компаниям, которые импортируют на территорию РФ иностранные товары, подлежащие маркировке средствами идентификации.
Список использованной литературы:
- Аксенов И.А. Система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров в Российской Федерации // Журнал прикладных исследований. 2020. № 3. С. 17-20.
- Валиев Ф.Н. Актуальные проблемы национальной системы прослеживаемости импортных товаров // Зеленый коридор. 2020. № 2 (12). С. 15-22.
- Национальная система цифровой маркировки «Честный знак»: [Электронный ресурс]: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/ (дата обращения: 19.12.2021).
- Холбан О. Цифровая маркировка товара как защита от контрафакта // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-6. С. 15-18.
- Сергеев Д.Р. Обязательная маркировка продукции: защита конечного потребителя или угроза малому бизнесу // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 2 (50). С. 183-191.
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 N 1955 «Об обеспечении доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.12.2021).
- Арский А.А. Синтез управленческих решений в таможенном деле // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2020. № 3. С. 11-16.
- Официальный сайт ФТС России: [Электронный ресурс]: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 19.12.2021).
- Худжатов М.Б. Актуальные проблемы таможенного декларирования товаров в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 4. С. 17-21.
- Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б., Майоров Р.В. Оценка перспектив развития внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 9. С. 77-81.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.12.2021).
- Воротынцева Т.М. Совершенствование элементов системы запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 7. С. 30-36.
- Минэкономики Киргизии предлагает отказаться от акцизных марок на табачную продукцию: [Электронный ресурс]: https://www.tazabek.kg/news:1750759 (дата обращения: 19.12.2021).
УДК 339.5
Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия.
e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru
Customs aspects of marking by means of identification of foreign goods imported into the territory of the Russian Federation
Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.
Annotation: The article is devoted to the analysis of the current procedure for marking by means of identification of foreign goods imported into the territory of the Russian Federation. Based on the results of the analysis, topical problems of customs clearance of goods subject to labeling by means of identification were identified, and practical recommendations were proposed for their solution. The implementation in practice of the recommendations set out in the article will provide significant support to Russian participants in foreign economic activity, who import into the territory of the Russian Federation foreign goods that are subject to labeling with identification means.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Таможенные аспекты маркировки средствами идентификации иностранных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2021. – 6 (38). — с. 89-99.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».