Трансформация товарной политики регионов

Шайлиева Марина Магометовна

Аннотация: в статье обосновывается необходимость трансформации товарной политики регионов под влиянием внешних факторов среды. Концентрируется внимание на три основных вектора трансформации учет синергетического эффекта трансформации, которых, должен быть комплексным. Исследование строиться на промежуточных выводах по результатам анализа научно-исследовательской работы «Исследование экономического потенциала агробизнеса в регионах России».

Исследуя проблематику влияния карантинных ограничений на ассортимент товаров и услуг в период 2020-2021 гг., необходимо отметить, что сложившееся ситуация с одной стороны поставила одни отрасли в очень трудное экономическое положение, другие же отрасли получили толчок для развития и экспансии на новые рынки.

Актуальность исследования, обусловлена необходимостью непрерывного мониторинга потребительского рынка для периодической оценки состояния равновесия потребительского спроса с объемом предложения на той или иной территории с учетом внешних факторов среды, сложившихся на данное время.

Товарная политика, рассматриваемая автором, как целенаправленная деятельность на уравновешивание спроса и предложения на рынке, а именно насыщение рынка при достижении нормативного показателя доходности бизнеса, понимается как комплекс мероприятий с определенным набором задач, на решение которых оказывает факторное воздействие внешняя среда регионального, федерального и международного рынка [2; 3].

Справедливо, что от «качества» товарной политики, зависит результат экономической деятельности субъекта экономики.

В условиях развитых рыночных отношений, то место на рынке, которое может оказаться временно не занятым, на короткий промежуток времени, быстро замещается бизнесменами, которые работают со смежными товарными номенклатурами. Действуя по принципу поговорки «Свято место пусто не бывает», мы можем наблюдать стопроцентное удовлетворение спроса потребителей в регионах России в аспекте физического наличия номенклатуры товаров или услуг.

Однако существует более важный фактор, который в иных случаях может заставить отказаться потребителя от приобретения товара, данный фактор это фактор стоимости товара. Действительно, структура операционных издержек, структура себестоимости товара, может включать логистические издержки, издержки распределения товара, издержки на проведение маркетинговых мероприятий, что, безусловно, увеличивает стоимость товара отдаляя данный товар от большинства потребителей. Соответственно при стопроцентном насыщении нет гарантии стопроцентного удовлетворения потребительского спроса, так как сам спрос по себе удовлетворяется только тогда, когда потребитель физически потребляет товар, а именно когда потребитель может себе позволить купить предложенный товар.

В этой связи ориентация на совершенствование товарной номенклатуры в розничных сетях региона по принципу удовлетворения потребительского спроса за счет приемлемой стоимости является главной задачей не только бизнеса, исповедующего, прежде всего принцип получения максимальной прибыли, но и является одной из главнейших задач органов исполнительной власти в регионах которые стремятся к как высокой покупательской способности населения региона, так и к удовлетворенности потребителей в регионе.

Стоит отметить, что одной из самых злободневных проблем, которая порождается отсутствием насыщенности товарами региона, а также отсутствием возможности приобретать товар который в регионе наличествует, является проблема внутренней трудовой миграции. Действительно если сравнивать ассортимент продовольственных товаров в городе Москве с ассортиментом любого областного центра не говоря уже о городах с численностью населения 40-50 тысяч человек, безусловно сравнение будет не в пользу этих областных центров и небольших городов. Это обуславливается тем, что производители, далее дилеры, а также торговые сети ориентированы на оборот товаров в торговой сети и иногда не завозят достаточное количество товаров в регион для удовлетворения потребительского спроса.

Исходя из изложенного выше, возникает необходимость трансформации товарной политики региона в соответствии с внешними и внутренними факторами, оказывающие влияние на покупательную способность населения и, соответственно на потребительский спрос. Особую актуальность трансформации товарной политики в период 2020-2021 гг., обусловило негативное влияние пандемии COVID-19.

Исходя из исследований региональных рынков продовольствия, предпринятых в формате научно-исследовательской работы «Исследование экономического потенциала агробизнеса в регионах России» реализуемой кафедрой управления бизнесом и сервисных технологий Московского государственного университета пищевых производств, установлено, что покупательская способность населения региона, зависит от уровня доходов населения, развитости инфраструктуры и напряженности конкурентного поля (под напряженностью конкурентного поля понимается количество субъектов рынка, обеспечивающих покрытие спроса, обеспечивающих предложение).

В модели трансформации товарной политики региона, возможно определение следующих векторов:

  1. Учет динамики развития региона в компоненте транспортного и складского комплекса. В данном случае учитывается развитие инфраструктуры в формате выбытия устаревших и аварийных основных фондов и строительства и ввода в эксплуатацию новых магистралей, трансформационных центров и терминалов, в том числе запущенных в эксплуатацию при реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» [1; 7].
  2. Разработка и коррекция программ стимулирования малого и среднего бизнеса в регионе, посредством гармонизации инвестиционного климата и мер государственной поддержки промышленным предприятиям и предприятиям агропромышленного комплекса. Совершенствование адресного финансирования предприятий, ведущих свою деятельность с применением новых, более эффективных методик производства, обеспечивающих, в том числе создание дополнительных рабочих мест в регионе, что в свою очередь обеспечивает поддержание покупательной способности населения  на уровне достаточной напряженности конкуренции [6].
  3. Повышение уровня знаний в предметной области бизнеса у управленческого звена субъектов малого и среднего бизнеса. Синергия классического управления и применения новых подходов в менеджменте организации, позволяет интегрировать бизнес в рынок без стресс-тестирования на первых этапах его развития в регионе [4].

Соответственно при комплексной реализации векторов трансформации, сама модель принимает вид гибкого алгоритма, адекватно отвечающего на угрозы внешней среды, и адаптирующейся к факторам непреодолимой силы (санкции, пандемия COVID-19 и т.д.) [5]. Товарная политика субъекта экономики коррелирует с запросом региона в части потребительского спроса, однако в силах органов исполнительной власти и федерального центра оказать влияние на формирование данного спроса, на его стимулирования. Речь не идет об адресной поддержке семей, которая однако оказала значительное влияние на спрос на отдельную номенклатуру товаров во время пандемии и была безусловно своевременной и полезной, речь идёт от гармонизации бизнес среды, в том числе в формате государственно-частного партнерства например в форме передачи на аутсорсинг некоторых процессов от крупного бизнеса и государственных компаний – малому и среднему бизнесу.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Технология снижения логистических издержек // Управленческие науки. – 2013. – № 4. – с. 54-56.
  2. Шайлиева М. М. Посткризисное развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе Центрального федерального округа // Маркетинг и логистика. – 2021. – 1 (33). — с. 82-87.
  3. Шайлиева М.М. Проблемы и тенденции развития экономического потенциала агробизнеса в регионах России / Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2020. № 4. С. 288-293.
  4. Арский А. А. «Триада управления» в менеджменте организации // Маркетинг и логистика. – 2018. – №4 (18). – с. 5-13.
  5. Шайлиева М.М., Гаджимирзоев Г.И., Цветлюк Л.С. Статистический анализ экономического развития стран Евразийского экономического союза // Вестник Евразийской науки. – 2020. – Т. 12. – № 2. – С. 79.
  6. Арский А.А. Продовольственная безопасность Евразийского экономического союза в контексте мясомолочной отрасли агропромышленного комплекса России // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2021. – № 1. – С. 171-177.
  7. Филаткина Е.М. Перспективы торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС в Арктическом регионе в контексте формирования единого цифрового пространства // Мировые цивилизации. – 2021. – Т.6. – № 1. – с. 168-175.

УДК 658.6

Шайлиева М. М. — кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой управления бизнесом и сервисных технологий Московского государственного университета пищевых производств, Москва, Россия

e-mail: shajjlievamm@mgupp.ru

Transformation of the commodity policy of the regions

Shajjlieva M. — candidate of technical sciences, associate professor, Head of the department of business management and service technologies, Moscow state university of food production, Moscow, Russia

Annotation: the article substantiates the need for transformation of the regional commodity policy under the influence of external environmental factors. Attention is focused on three main vectors of transformation, taking into account the synergistic effect of transformation, which should be complex. The study is based on intermediate conclusions based on the results of the analysis of the research work «Study of the economic potential of agribusiness in the regions of Russia».

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Шайлиева М. М. Трансформация товарной политики регионов // Маркетинг и логистика. – 2021. – 4 (36). — с. 45-50.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».