Влияние логистического фактора на развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации

Олег Евгеньевич Ломакин 

Аннотация: в статье определена необходимость совершенствования логистической инфраструктуры, как основы развития сельских территорий. Анализ федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» позволяет определить горизонты планирования после 2020 года. В исследовании описываются значимые аспекты (маркетинговый, инвестиционный и социальный), которые формируют привлекательность ведения бизнеса и работы по найму в агропромышленном комплексе, в тех регионах где развита логистическая инфраструктура и производитель сельхозпродукции максимально приближен к конечному потребителю. Согласно федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее — ФЦП) планируется ввод в эксплуатацию 4005 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Во времена Великой депрессии в конце 1930-х гг. в США многократно возросли объемы работ по строительству автомобильных дорог, что позволило стимулировать рост внутреннего потребления и создать условия для выхода из экономического кризиса. По оценке специалистов за последние 100 лет наибольшее влияние на экономику США и образ жизни американцев оказала Программа создания Федеральной системы скоростных автомагистралей (Interstate Highway System).

Одним из главных факторов недостаточно динамичного развития сельских территорий, являются остаточный принцип финансирования развития дорожной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог общего назначения с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего назначения к крупным административно-промышленным объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Высокий уровень операционных издержек комплексного развития сельских территорий в связи с низкой плотностью населения сельских территорий обслуживающего агропромышленный комплекс.[1] Актуальность исследования состоит в необходимости определения мультипликативных эффектов непосредственно для сельхозпроизводителей с учетом современных реалий.

Разработанный и представленный в ФЦП целевой индикатор мероприятий протяженности строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог в i-ом субъекте Российской Федерации (км) (Ri ), определяется по формуле:

Ломакин

Формула 1.

где:

Vфбi  — объем бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год i-му субъекту Российской Федерации.

Hкм  — минимальный размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, соответствующий нормативу субсидии на строительство, реконструкцию или ремонт 1 км автомобильной дороги, принятый равным 10 млн. рублей на 2014 год, в последующие годы рассчитывается с применением индексов-дефляторов инвестиций в основной капитал, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.

Данный индикатор отражает объем дорожного строительства, который далее можно учитывать в анализе как уже не количественный, а качественный показатель обеспеченности подъездных путей к крупным и средним агропромышленным центрам.[2]

Развитие сети автотранспортных магистралей ведущих из сельской местности непосредственно к потребителям – крупным перерабатывающим предприятиям и розничным потребителям обслуживающихся в торговых сетях, способствует повышению качества предложения на рынке и снижению итоговой стоимости сельскохозяйственной продукции.

Определим следующие аспекты, обосновывающие необходимость не только реализации вышеназванной ФЦП, но и наращивания динамики дорожного строительства в сельской местности, для развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.

Первый аспект – маркетинговый. Приближение товаропроизводителя к конечному потребителю, минуя лишних посредников, снижает стоимость предложения на рынке, за счет увеличения предложения. Увеличение предложения на рынке, обусловлено доступностью конечной точки розничного сбыта для множества поставщиков сельскохозяйственной продукции. Фермерские рынки, ярмарки выходного дня, функционирующие в мегаполисах это лишь первый шаг в направлении максимального сближения фермера и потребителя. Рациональным решением данного вопроса, может стать развитее специализированной торговой сети, специализирующейся на реализации только отечественных фермерских продуктов, минусом этой сети будет лишь отсутствие цитрусовых и других экзотических фруктов.[3]

Второй аспект – инвестиционный. Наличие выхода на непосредственный рынок, позволит фермерам получать большую прибыль, минуя посредников, и тем самым увеличивать инвестиционный потенциал своего хозяйства, за счет более высокой экономической эффективности. Появятся у фермеров и собственные свободные финансовые средства, которые можно направить на развитие производства, в том числе и  инновационное развитие. Данная мера, поможет в перспективе снизить нагрузку государства в части субсидирования сельскохозяйственных производителей и поможет перераспределить высвободившиеся средства на поддержку, например, стартапов молодых специалистов в агропромышленном комплексе.[4]

Третий аспект – социальный. Привлекательность «коротких» логистических цепей поставок сельскохозяйственной продукции, привлечет молодежь в агропромышленный комплекс в виду увеличения прибыльности торговых отношений с непосредственными потребителями. На сегодняшний день короткие инвестиции и «быстрая отдача» возможна только в сфере торговли, согласно принципу марксистской теории «товар-деньги-товар». Данное обстоятельство может обеспечить приток краткосрочных инвестиций в отрасль, от шести месяцев до года. Привлечение молодых специалистов к бизнес-проектам реализуемым в агропромышленном комплексе, служит основой формирования агропромышленной бизнес-элиты периода 2020-40 гг.[5]

Коснемся и одной из важнейших проблем агропромышленного комплекса – дефицита квалифицированных кадров. Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса молодыми, инициативными новаторами стоит достаточно остро, развитие логистических систем товародвижения на основе строительства и реконструкции автотранспортных магистралей приблизит город к селу, обеспечит более интенсивный обмен, возможно объединяя крестьянские хозяйства в агрохолдинги. Укрупнение бизнеса в агропромышленном комплексе, это естественный процесс, особенное значение он имеет при выходе предприятий агропромышленного комплекса Российской Федерации на международные рынки зерна.

Подводя итог, можно констатировать наличие прямой зависимости активности бизнеса от развитости логистической инфраструктуры, так как развитая логистическая инфраструктура позволяет снижать логистические издержки на всех этапах логистического процесса, интенсифицируя при этом товарообмен.[6] Отметим, что и материально-техническое снабжение агропромышленного комплекса повысит свое качество, за счет оптимизации логистических издержек.

Развитие инструментов федеральной поддержки инфраструктурных проектов – мостовых сооружений, так же может придать дополнительный импульс развитию агропромышленных производств уже на месте базирования фермерских хозяйств. На примере введения в эксплуатацию Крымского моста в Керченском проливе, можно формировать результаты анализа по оценке влиянии развития логистической инфраструктуры на конкретный регион.

Развитие государственной поддержки дорожного строительства на долговременной плановой основе (ФЦП) залог положительной динамики развития всего агропромышленного комплекса.

Список использованной литературы:

  1. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» http://docs.cntd.ru/document/499034090
  1. Арский А. А. Управление логистическими издержками предприятий агропромышленного комплекса // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2018. – № 1. – с. 98-102.
  2. Жильцова О. Н., Арский А.А., Жильцов Д.А Территориальный маркетинг как инструмент развития малых и моногородов//Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации современной России. Монографический сборник. Смоленск, 2016. С. 137-145.
  3. Ломакин О. Е. Теоретико-методологические основы формирования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности // Инновации и инвестиции. – 2010. — № 2. – с. 2-6.
  4. Арский А. А. Особенности логистического планирования запасов моторного топлива в агропромышленном комплексе // Экономика сельского хозяйства России. – 2018. – № 9. – с. 103-105.
  5. Арский А. А. Логистический аутсорсинг как элемент антикризисного управления // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 12 (56). – с. 13-15.

УДК 330.34

О. Е. Ломакин — доктор экономических наук, доцент кафедры аграрных отношений и кадрового обеспечения АПК, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Москва, Россия

E-mail: o.lomakin@rako-apk.ru

The influence of the logistic factor on the development of the agro-industrial complex of the Russian Federation

O. Lomakin — Doctor of economics, Associate professor of the Department of agrarian relations and staffing of the agro-Industrial complex, The Russian academy of staffing of agro-industrial complex, Moscow, Russia

Annotation: the article identifies the need to improve the logistics infrastructure as the basis for the development of rural areas. The analysis of the federal target program “Sustainable development of rural areas for 2014-2017 and for the period up to 2020” allows defining planning horizons after 2020. The study describes significant aspects (marketing, investment and social), which form the attractiveness of doing business and employment in the agro-industrial complex, in those regions where the logistics infrastructure is developed and the producer of agricultural products is as close as possible to the end consumer.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Ломакин О. Е. Влияние логистического фактора на развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2019. – №1 (21). — с. 42-48.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».