Анализ современного состояния условий закупок для государственных нужд в Евразийском экономическом союзе

Алексей Васильевич Тебекин

Виталий Геннадьевич Жигулин

Аннотация: с позиций развития системы госузакупок в Российской Федерации рассмотрены возможностей и перспективы их осуществления в странах Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Показана актуальность научной задачи определения перспектив интеграции России в Единое экономическое пространство при развитии системы госзакупок. Представлены результаты сравнительного анализа современного состояния институтов закупок для государственных нужд в России, Армении, Белоруссии, Казахстане, и Киргизии. Выявлены основные предпосылки роста эффективности системы госзакупок Российской Федерации в Российской Федерации в рамках ЕАЭС. Показаны основные проблемы развития системы госзакупок в рамках рассматриваемого Единого экономического пространства. Определены перспективы развития системы госзакупок в Российской Федерации, предоставляемые использованием возможностей участия в этих процессах стран ЕАЭС. Показано, что использование таких возможностей способно обеспечить формирование экономического механизма регулирования госзакупок в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза ЕАЭС.

В условиях перманентных экономических санкций Запада в отношении России (об очередном таком продлении договорились руководители стран Евросоюза на саммите в Брюсселе 29 июня 2018 года [24]), сохраняется проблема обеспечения эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации, удовлетворяющая ключевым требованиям по соотношению цены и качества закупаемой продукции (товаров, работ и услуг).[1]

Для расширения конкурентного поля госзакупок, ограничиваемого экономическими санкциями, целесообразно рассмотреть перспективы решения проблемы обеспечения эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации, удовлетворяющая ключевым требованиям по соотношению цены и качества закупаемой продукции на пространстве ЕАЭС.

Целью данного исследования является проведение сравнительного анализа современного состояния институтов и условий закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии с точки зрения перспектив их развития в интересах разработки экономического механизма регулирования госзакупок в рамках ЕАЭС.

При проведении сравнительного анализа современного состояния институтов закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии и перспектив их развития были учтены результаты исследований по данной проблематике, получившие отражение в трудах Вагина В. Д. [2], Гафуровой Г. Т., Нотфуллиной Г. Н., Фукиной С. П. [3], Гулина К. А., Ермолова А. П. [4], Киселевой Н. Н., Орлянской А. А., Дробышева А. С. [5], Кнутова А. В., Леженниковой Н. Н., Суворовой А. А., Ярзуткина А. Н., Ермоленко А. С. [6], Масловой Н. С. [7], Медяковой Е. М. [8], Москалевич Г. Н. [9],  Налбандян А. А.[10], Устименко Н. [11], Феклистовой Д. П. [12] и др.

Проведенный сравнительный анализ технологий осуществления закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии и перспектив их развития позволил выявить следующие аспекты современного состояния соответствующих институтов стран ЕАЭС и перспектив развития закупок для государственных и муниципальных нужд.

Во-первых, необходимо отметить, что базовую основу международного взаимодействия и взаимной интеграции закупочных процессов при осуществлении госзакупок в странах ЕАЭС (России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии) составляет «Соглашение о государственных (муниципальных) закупках» [13], подписанное Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией при формировании Таможенного союза 9 декабря 2010 года, и определяющее:

— основные понятия при проведении закупок;

— сферу, на которую распространяется действие «Соглашения»;

— требования, предъявляемые к сфере закупок;

— особенности обеспечения национального режима при осуществлении закупок;

— способы проведения закупок;

— требования к поставщикам и потенциальным поставщикам;

— требования к товарам (работам, услугам) при закупках;

— требования к проведению конкурсов при закупках;

—  требования к осуществлению запрос ценовых предложений (запрос котировок);

— требования к проведению аукционов;

— требования к членам конкурсной, аукционной и котировочной комиссии;

— порядок проведения закупок путем проведения биржевых торгов;

— условия проведения закупок способом из одного источника (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика));

— требования к содержанию договора (контракта) о закупке;

— порядок формирования и ведения реестра недобросовестных поставщиков;

— порядок обеспечения прав и законных интересов лиц при участии в закупках;

— этапы реализации «Соглашения»;

— разрешение споров при реализации соглашения;

— статус приложений и порядок внесения изменений в «Соглашение».

Таким образом, «Соглашением о государственных (муниципальных) закупках» от 09.12.2010 на международном уровне в рамках ЕАЭС были закреплены основные понятия, принципы и процедуры осуществления регулируемых закупок для государственных и муниципальных нужд.

Во-вторых, важным шагом в совершенствовании условий закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии стало заключение «Договора о Евразийском экономическом союзе» [14], подписанном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 29 мая 2014 года в Астане.

В этом договоре в интересах создания условий для стабильного развития экономик в интересах повышения жизненного уровня населения стран-участниц выделяются вопросы всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики, а также формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

Фактически речь идет о гармонизации закупочного законодательства стран-членов ЕАЭС как о сближении (но не унификации) национальных законодательства для установления сходных основ правового регулирования процессов госзакупок.

Такой подход обеспечивает высокую возможную вариативность и адаптивность систем закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии в рамках ЕЭП.

В-третьих, что касается законодательства Российской Федерации, то при разработке Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [15] был учтен лучший мировой опыт организации госзакупок, в частности опыт США по созданию «контрактной системы».

Партнеры России по ЕАЭС в своем национальном законодательстве, касающемся сферы закупок, также учитывают лучший мировой опыт.

В-четвертых, необходимо отметить, что условия закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии базируются на Типовом законе Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также статьях закона ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» [16], который регулирует:

— методы закупок;

— условия осуществления закупок;

— процедуры проведения торгов;

— выбор основного метода закупок;

— обжалование результатов проведения торгов.

В-пятых, основными предпосылками повышения эффективности системы госзакупок следует считать:

— успешную реализацию административной реформы в РФ;

— развитие системы межбюджетных отношений;

— активное использование наряду с программно-целевым подходом бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), активно используемого при реализации масштабных проектов и программ в ведущих странах мира;

— внедрение продуктивной системы аудита эффективности бюджетных расходов.

В-шестых, на развитие системы закупок для государственных нужд в странах ЕАЭС — России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии, положительно влияет наличие в этих странах единого Таможенного союза, к вступлению в который проявляют интерес Турция и Индия.[17]

В-седьмых, привлекательность Евразийского экономического союза обусловлена масштабностью географической территории государств с выходом на европейский, азиатский и американский рынок.

В-восьмых, крайне важным для развития институтов закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии является историческое единство потребительского рынка, включающего свыше 183 миллионов человек – потребителей.

В-девятых, развитию закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии будут способствовать то, что на территории этих государств сосредоточена значительная часть мировых запасов, востребованных в современной экономике полезных ископаемых, разведанных еще во времена СССР.

В-десятых, государства-члены ЕАЭС унаследовали инфраструктуру СССР, включая индустриальные центры – производители товарной продукции и квалифицированные кадры, обеспечивающие создание необходимой добавленной стоимости.

Другие специалисты напротив обращают внимание на многочисленные проблемы создания эффективного экономического механизма регулирования госзакупок в рамках ЕЭП (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Так А. Н. Клепач считает, что механизмы принятия решений в странах  ЕАЭС существенно отличаются, что может внести затруднения в работу союза как единой системы.[18]

Тенетко А.А. считает, что одной из проблем реализации единых механизмов в рамках ЕАЭС является так называемая «разно скоростная» интеграция.[19]

Рязанов В. Т. считает «заблуждением, что интегративный процесс проходит с экономической доминантой» [20], поскольку для участников союзного образования существуют помимо того политические, военные и гуманитарные моменты, которые необходим учитывать и в настоящем времени и в перспективе.

Хазин М. Л. ставит вопрос определения глубины и характера интеграции в евразийской зоне, считая необходимым формирование единой политики валютного регулирования с последующим созданием единой региональной валютной зоны. Но в текущий период — это затруднительно из-за «многовекторности» внешней политики стран-участниц ЕАЭС.[21]

Ряд специалистов выражает опасения в том, что наднациональные механизмы экономического развития будут достаточно устойчивыми к экстремальным и кризисным ситуациям. В частности, опираясь на опыт развития Евросоюза, они обращают внимание на многочисленные социально-экономические проблемы, связанные с интенсивным потоком беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, с которыми с трудом справляются конструкции ЕС.

Ряд авторов, например, Сутырин С. Ф., обращают внимание на многомерность международных отношений, которые необходимо учитывать при развитии ЕАЭС.

Речь идет о том, что, с одной стороны, ряд стран-участниц ЕАЭС являются членами Шанхайской организации сотрудничества (помимо России это Казахстан и Киргизия), где лидером и главным бенефициаром [22], определяющим «правила игры», является Китай.

Многие эксперты справедливо отмечают необходимость для России лавировать во внешней политики, проявляя высокую гибкость в предлагаемых партнерам регулятивных инструментов.

С одной стороны, это касается отношений с западными партнерами по ЕС с учетом состояния условий транзита углеводородов по территории Украины и Белоруссии.

С другой стороны, это касается отношений с восточными партнерами, где состояние условий транзита углеводородов и развития инфраструктуры необходимо регулировать, в первую очередь с Китаем и Японией.

С одной стороны, России приходится проводить достаточно гибкую внешнюю политику в вопросах освоения Арктики и реализации проектов «Северный поток», «Северный поток-2» и др. на севере.

С одной стороны, России вынуждена проводить гибкую внешнюю политику в вопросах реализации проектов «Южный поток» (нереализованном), «Турецкий поток» и др.

Все эти вопросы стратегического партнерства в конкурентной борьбе достаточно сложны.

Так 12 июня 2018 года в Турции был торжественно открыт Трансанатолийский газопровод (TANAP), предназначенный для транспортировки голубого топлива из Азербайджана в Европу в обход России.[23]

К проблемам развития эффективного экономического механизма регулирования госзакупок в рамках ЕАЭС также следует отнести то, что до настоящего времени не достигнут необходимый уровень союзной идентичности.

Дело в том, что постсоветский вектор борьбы за независимость пока не сменился должным образом стремлением к объединению, обеспечивающим экономические преимущества на мировом рынке.

К существенным проблемам развития эффективного экономического механизма регулирования госзакупок в рамках ЕАЭС относится существенное отставание стран-участниц союза по уровню экономического развития от стран — мировых лидеров.

Показатели экономического и научно-технического развития стран-участниц ЕАЭС в мировом сопоставлении представлены в таблице 1.

Показатели экономического и научно-технического развития стран-участниц ЕАЭС

Таблица 1. Показатели экономического и научно-технического развития стран-участниц ЕАЭС в мировом сопоставлении Источник: составлено по материалам «The Global Competitiveness Report 2017–2018». Доступ по ссылке: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info

Таким образом, проведенный сравнительный анализ технологий осуществления закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии позволил выявить, несмотря на существование целого комплекса проблем, следующие аспекты перспектив развития закупок для государственных и муниципальных нужд в РФ:

— базовую основу международного взаимодействия и взаимной интеграции закупочных процессов при осуществлении госзакупок в странах ЕАЭС (России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии) составляет «Соглашение о государственных (муниципальных) закупках», подписанное Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией при формировании Таможенного союза 9 декабря 2010 года;

— важным шагом в совершенствовании условий закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии стало заключение «Договора о Евразийском экономическом союзе», подписанном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 29 мая 2014 года в Астане;

— при разработке Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был учтен лучший мировой опыт организации госзакупок, в частности опыт США по созданию «контрактной системы»;

— условия закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии базируются на Типовом законе Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также статьях закона ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг»;

— основными предпосылками повышения эффективности системы госзакупок следует считать: успешную реализацию административной реформы в РФ; развитие системы межбюджетных отношений; активное использование наряду с программно-целевым подходом бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), активно используемого при реализации масштабных проектов и программ в ведущих странах мира;  внедрение продуктивной системы аудита эффективности бюджетных расходов;

— на развитие системы закупок для государственных нужд в странах ЕАЭС — России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии, положительно влияет наличие в этих странах единого Таможенного союза, к вступлению в который проявляют интерес Турция и Индия;

— привлекательность Евразийского экономического союза обусловлена масштабностью географической территории государств с выходом на европейский, азиатский и американский рынок;

— крайне важным для развития институтов закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии является историческое единство потребительского рынка, включающего свыше 183 миллионов человек – потребителей;

— развитию закупок для государственных нужд в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии будет способствовать то, что на территории этих государств сосредоточена значительная часть мировых запасов, востребованных в современной экономике полезных ископаемых, разведанных еще во времена СССР;

— государства-члены ЕАЭС унаследовали инфраструктуру СССР, включая индустриальные центры – производители товарной продукции и квалифицированные кадры, обеспечивающие создание необходимой добавленной стоимости.

Список использованной литературы:

  1. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в россии и потенциальные пути их решения в рамках единого экономического пространства ЕАЭС. // Маркетинг и логистика. 2018. № 2 (16). С. 93-105.
  2. Вагин В.Д. К вопросу о вызовах евразийской экономической интеграции. Таможенные чтения – 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть I / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. – СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. С.15-18.
  3. Гафурова Г.Т., Нотфуллина Г.Н., Фукина С.П. Анализ системы государственных закупок В России. // Экономика, социология и право. №4-2, 2016, с.13-17.
  1. Гулин К.А., Ермолов А.П. Сотрудничество регионов Евразийского союза в производственной сфере: возможные инструменты финансовой поддержки. // Межрегиональное сотрудничество в формирующемся Евразийском экономическом пространстве: материалы II международной интернет-конференции, г. Вологда, 20–24 июня 2016 г. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. – с.61-76.
  2. Киселева Н.Н., Орлянская А.А., Дробышев А.С. Инновации в системе государственных закупок в России и странах СНГ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-26. – С. 5869-5873.
  3. Леженникова Н.Н., Суворова А.А., Ярзуткин А.Н., Ермоленко А.С. Армения и Киргизия в Евразийском экономическом союзе: последствия и риски для организаций-импортеров. // БухВести.РФ. 14.04.15.
  4. Кнутов А.В., Маслова Н.С. Госзакупки в России, Белоруссии и Казахстане: сравнительный анализ правового регулирования // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2010. № 19. C. 124—135.
  5. Медякова Е.М. Нужды государственного сектора как регулируемый рынок сбыта в условиях международных санкций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №2, 2016, с.64-69.
  6. Москалевич Г.Н. Общие принципы государственных закупок товаров, работ, услуг в законодательстве стран Евразийского экономического союза об антимонопольном регулировании. // V Всероссийская научно-практическая конференция на основе интернет-форума «Актуальные проблемы юриспруденции в современной России», 26-27 марта 2015 года.
  7. Налбандян А.А. Сравнительный анализ опыта развитых стран в организации системы государственных закупок. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. №5, 2013. С. 118-127.
  8. Устименко Н. ЕАЭС создает единый рынок госзакупок. // https://www.ritmeurasia.org/news—2015-04-17—eaes-sozdaet-edinyj-rynok-goszakupok-17573
  9. Феклистова Д. П. Сравнительный анализ европейской, американской и российской моделей становления института государственных закупок // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 373-375.
  10. «Соглашение о государственных (муниципальных) закупках» (Заключено в г. Москве 09.12.2010)
  11. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)
  12. Федеральный Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  13. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» (принят ЮНИСТРАЛ 15.06.1994). // base.garant.ru/2560119/
  14. Дубнов А. Таможенный союз: плюс – Турция, минус – Украина, Индия – в уме? // РИА Новости http://ria.ru/ analytics /20131025/972555134. html#ixzz3VkQdCc9Z
  15. Клепач А.Н. Евразийская идея: политический, идеологический, экономический, социальный феномен // Евразийская интеграция: геостратегический аспект / под ред. Ю.М. Осипова, А.Ю. Архипова, Е.С. Зотовой. – Ростов н/Д, 2014.
  16. Тенетко А.А. Проблемы механизма интегративного образования «Евразийский экономический союз». // Формирование Евразийского экономического союза: финансово- правовой аспект: Сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 6–7 октября 2015 г.) / [отв. за вып.: М. С. Марамыгин, В. П. Иваницкий, Н. А. Истомина]; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: [Изд-во УрГЭУ], 2015. – с.12-17.
  17. Рязанов В.Т. Интеграционные перспективы на евразийском пространстве // Евразийская интеграция: геостратегический аспект / под ред. Ю.М. Осипова, А.Ю. Архипова, Е.С. Зотовой. М. – Ростов н/Д., 2014.
  18. Хазин М.Л. О евразийской интеграции // Евразийская интеграция: геостратегический аспект / под ред. Ю.М. Осипова, А.Ю. Архипова, Е.С. Зотовой. М. – Ростов н/Д., 2014.
  19. ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / под ред. С.Ф. Сутырина. — М.: Эксмо, 2008.
  20. В Турции открыли газопровод в обход России. https://ria.ru/economy/20180612/1522578498.html
  21. ЕС принял решение продлить санкции против РФ. https://ria.ru/economy/20180629/1523620573.html

УДК 338

А. В. Тебекин — доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Москва, Россия

В. Г. Жигулин — соискатель Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

E-mail: Tebekin@gmail.com

Analysis of the current state of procurement conditions for public needs in the Eurasian Economic Union

А. Tebekin — Doctor of Engineering, Doctor of Economics, professor, honorary worker of science and technology of the Russian Federation, professor of department of management of the Odintsovo branch of the Moscow State Institute of International Relations (University) MFA of Russia, Moscow, Russia

V. Zhigulin — competitor of the Russian University of Peoples’ Friendship, Moscow, Russia

Annotation: The possibilities and prospects for their implementation in the countries of the Eurasian Economic Union (EAEC) are considered from the perspective of the development of the public procurement system in the Russian Federation. The relevance of the scientific task of determining the prospects for Russia’s integration into the Common Economic Space with the development of the public procurement system is shown. The results of a comparative analysis of the current state of procurement institutions for public needs in Russia, Armenia, Belarus, Kazakhstan, and Kyrgyzstan are presented. The main prerequisites for the growth of the efficiency of the public procurement system of the Russian Federation in the Russian Federation within the framework of the EAPS have been revealed. The main problems of the development of the public procurement system in the framework of the Single Economic Space under consideration are shown. Prospects for the development of the system of public procurement in the Russian Federation, provided by the use of opportunities for participation in these processes of the countries of the EAEC, are determined. It is shown that the use of such opportunities is able to ensure the formation of an economic mechanism for regulating public procurement within the Single Economic Space and the Customs Union of the EAEC.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Тебекин А. В., Жигулин В. Г. Актуальные проблемы применения таможенной процедуры таможенного транзита // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 97-112.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».