Формирование системы «ответственной» логистики как неотъемлемая часть корпоративной социальной политики предприятия

Попова Татьяна Александровна

Лунина Виктория Юрьевна

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования корпоративной социальной ответственности и ее связи с логистической системой предприятия. Целью статьи является выявление основных закономерностей и предпосылок формирования системы «ответственной» логистики отечественных предприятий. Авторами выделены основные направления и выгоды реализации корпоративной социальной политики с точки зрения формирования системы «ответственной» логистики. Описаны основные проблемные вопросы формирования и внедрения принципов социальной ответственности предприятия.

Актуальность и постановка проблемы. Показателем перехода экономики Республики на новый уровень экономического роста является реализация государственных проектов и программ. При этом роль бизнес-структур в данном процессе разнообразна и существенна. С одной стороны, укрепление экономики Республики – это гарантия развития бизнеса, появление новых перспектив и возможностей развития деловых отношений. С другой стороны, бизнес является непосредственным участником социально-экономических процессов государства.

Современные тенденции развития общества диктуют новые глобальные направления развития социальной ответственности бизнес-структур, форм взаимодействия бизнеса и гражданского общества, а, следовательно, требуют появления таких систем, которые способствуют формированию ответственного отношения к окружающей среде, потребителям, государству. Стремительное развитие логистических систем на различных уровнях управления также способствует формированию системы «ответственной» логистики предприятий, кластерных образований и государственных структур.

Соответствие логистических систем корпоративной социальной политики предприятия, а также корпоративной социальной политики основным государственным программам в сфере защиты окружающей среды является приоритетным направлением развития современных предприятий.

Таким образом, во взаимоотношениях государства, общества и бизнеса должен отслеживаться курс на гармонизацию интересов и объединение усилий для достижения общих целей.

Анализ последних исследований и публикаций. Работы современных исследователей опираются на фундаментальные труды по социальной ответственности бизнеса таких авторов, как: Г. Боуэн, К. Дэвис, М. Фридман и др. Однако данный вопрос в условиях глобализации и глубоких изменений в социально-экономической сфере требует постоянного изучения и развития.

Среди современных авторов следует отметить Шевченко Т. П. [1], Андрунакиевич А. Н. [2], Сапрыкину М. А., Сидорова В. И. и др.

Целью данной статьи является выявление основных закономерностей и предпосылок формирования системы «ответственной» логистики отечественных предприятий.

Изложение основного материала исследования. Мировой опыт доказывает, что социальная ответственность бизнеса приводит к росту уровня качества жизни населения и социально-экономического развития государства в целом. Главными преимуществами реализации корпоративной социальной ответственности (КСО) является минимизация негативного влияния от деятельности предприятия, решение социальных и экологических проблем, как на местном, так и на глобальном уровне.[1, с. 36]

Проблема КСО в настоящее время остро стоит перед отечественными предприятиями и играет важную роль в связи с наличием острых социально-экономических и экологических проблем, а также внешним вектором развития государства.

Современный бизнес направляет все свои усилия на получение максимальной прибыли, в то время как интересы общества и потребителей играют второстепенную роль. Однако следует отметить, что направления развития международного бизнеса и международных организаций говорят о необходимости полного переосмысления принципов функционирования. Подобные тенденции не обходят стороной и логистику. Формирование системы «ответственной» логистики является необходимым условием развития и конкурентоспособности современных бизнес-структур.

«Ответственная» логистика – это логистическая система, отвечающая за перераспределение обратных материальных потоков, рециклинг и утилизацию отходов с целью оптимизации затрат предприятия. Она включает процесс планирования, реализации и координации движения материальных и информационных ресурсов от места производства к месту потребления, в том числе переработку, ликвидацию и повторное использование продукции при минимизации негативного влияния на окружающую среду и общество.

Бизнес в условиях экономической нестабильности заинтересован не только в получении прибыли, но и в сокращении издержек. Желание собственников стабилизировать положение предприятия, укрепить его конкурентоспособность, выйти на новые рынки сбыта является стимулом для изменений в подходе к взаимодействию с обществом и государством. Внедрение корпоративной социальной ответственности требует значительных затрат и, конечно, во многом зависит от государственной поддержки и помощи.[3] Таким образом, стимулом к реализации социальной политики компанией может быть только ее имидж или государственная поддержка. К направлениям КСО можно отнести следующие (рис.1):

Направления корпоративной социальной политики

Рисунок 1. Направления корпоративной социальной политики предприятия

Согласно опросу наименее значимыми направлениями, по мнению менеджеров, оказались природоохранная деятельность и деятельность по ресурсосбережению, спонсорство. Таким образом, предприятия для реализации выбирают в основном направления, входящие в состав интересов его деятельности. Основной упор делается на соблюдение интересов акционеров, сотрудников, потребителей. В меньшей степени учитываются интересы государства, общества, интересы потребителей, напрямую не связанные с товаром, услугой компании.

Однако практика показывает, что использование «ответственной логистики» выгодно не только обществу, но и предприятию, оптимизируя затраты в таких функциональных направлениях как закупки, производство, сбыт, складирование, транспортировка.

Многие инструменты, используемые в рамках управления корпоративной социальной ответственностью, тесно связаны с организационной культурой предприятия и профилем его деятельности. К наиболее распространенным относятся [4]:

  1. Социальные кампании – действия, направленные на изменение облика или поведения определенной группы соотнесения с помощью средств массовой информации как метода распространения сообщений.
  2. Маркетинг, основанный на социально значимой проблеме – проявляется в том, что предприятие учитывает в своей деятельности социальные потребности как дополнение к маркетинговым целям.
  3. Этические программы для сотрудников – стремятся к интеграции сотрудников компании вокруг общих ценностей.
  4. Корпоративное управление – набор механизмов, используемых для контроля и координации поведения акционеров, которые взаимодействуют с руководством для эффективного осуществления поставленных перед компанией задач.
  5. Эко-маркировка и социальная маркировка – заключается в размещении на упаковках или этикетках продукции дополнительной информации, касающейся экологической или социальной ответственности.
  6. Социально ответственное инвестирование – заключается в том, что биржевые аналитики учитывают при анализе предприятия критерии оценки возможности долгосрочного роста стоимости компании на основе социальных и экологических результатов.

Исходя из вышесказанного видно, что логистика тесно связана с общей корпоративной социальной политикой компании и является ее неотъемлемой частью.

Можно выделить основные преимущества для социально ответственной компании, реализующей все направления КСО:

  • демонстрация всем заинтересованным сторонам приверженность менеджмента организации требованиям к социальной ответственности;
  • обеспечение выполнения законодательных норм и требований в области социальной ответственности, таким образом, получать значительные экономические выгоды от снижения расходов на оплату штрафов за его нарушения;
  • повышение имиджа компании;
  • повышение имиджа бренда;
  • управление рисками, возникающими в социальной сфере;
  • улучшение условий труда, повышение заинтересованности работников, улучшение морального климата в коллективе;
  • привлечение новых инвестиций;
  • получение свободного доступа на новые рынки, требованием для вступления в которые является международно-признанная система социальной ответственности;
  • улучшение взаимоотношения компании с государством, получение преимуществ при участии в государственных проектах;
  • оптимизация затрат компании посредством закупки, переработки вторичного сырья, утилизации отходов, тары, упаковки и т.д.

Необходимо отметить, что новое поколение потребителей (западными учеными употребляется термин «Миллениалы» от англ. слова Millennials– люди, рожденные с 1981 по 1996 г., вошедшие в новое тысячелетие в юном возрасте) становится всё более требовательным к вопросу потребления экологически чистой продукции, а также товарам, которые имеют свойства быть утилизированными без вреда для окружающей среды. Среди товаров длительного пользования, таких как крупная бытовая техника и автомобили, потребитель стремиться выбрать более экономный вариант в части ресурсопотребления (электроэнергия, топливо, вода и др.). Эти принципы выбора продукции ложатся в основу выбора торговой марки и компании-производителя в целом.

Сегодня предприятие, которое не демонстрирует свои усилия в сфере социальной ответственности, не способно обрести долгосрочную конкурентную позицию, особенно при выходе на международный рынок.

Примеры успешного внедрения принципов КСО среди корпораций, действующих на мировой арене представлены в таблице 1.

Направления внедрения «ответственной» логистики

Таблица 1 — Направления внедрения «ответственной» логистики мировыми корпорациями / На основе данных рейтинга Топ-100 Института репутации [5]

Крупные российские компании также демонстрируют серьёзные темпы инвестирования в развитие новых технологий в сфере очистки мирового океана, ресурсосберегающих технологий, технологий в сфере развития логистической системы государства. В частности, корпорацией «Роснефть» в Ингушетии реализован крупный проект по обеспечению региона качественной питьевой водой, а в Башкирии построен мощный комплекс биологических очистных сооружений «Башнефть-Уфанефтехима», не имеющий аналогов в ближайшем зарубежье. В Игарке (Красноярский край) была построена новая взлетно-посадочная полоса и реконструирован аэропорт. Всё это свидетельствует о желании компаний проявить себя в сфере общественного развития и получить, как результат, поддержку общества и повышение лояльности к своему бренду.

Практическая реализация «ответственной» логистики предусматривает наличие действующей законодательной базы, поддержку исследований и инноваций, необходимость увеличения инвестиций в «зеленую» инфраструктуру, внедрение аспектов устойчивого производства и потребления, безотходного производства и разработку экологически чистых технологий.

Существующее законодательство не может обеспечить принудительного воздействия на компании с целью развития их социально-ответственной политики. Не существует штрафов, мер воздействия, законов, это полностью добровольная сторона деятельности компании. Однако подобные меры в нынешней ситуации являются необходимостью. Их применение позволит сдвинуть процесс с «мертвой точки».

В настоящее время можно выделить следующие проблемы, существующие в Республике и требующие немедленного решения, для возможности формирования и внедрения принципов социальной ответственности предприятий:

— сложность и отсутствие нормативного регулирования порядка получения разрешений на осуществление деятельности по переработке отходов вторичного сырья;

— недостаточность финансовых ресурсов промышленных предприятий для осуществления капиталовложений в необходимые технологии;

— отсутствие соответствующей инфраструктуры;

— ограниченный доступ к информации, касающейся объемов вторичных ресурсов;

— недостатки в нормативной базе по вопросам применения стимулов природоохранной деятельности;

— применение практически единственного способа, являющегося пассивным: удаление отходов на полигоны и санкционированные свалки, а также отсутствие раздельного сбора отходов и приемных пунктов рециклируемых отходов;

— неэффективная работа с общественностью по формированию общественной мысли и рационального отношения к ресурсам, негативное отношение к продукции из вторичного сырья;

— нестабильная экономическая и политическая ситуация, ограничивающая инвестиционные возможности предприятий.

Выводы по данному исследованию и направления дальнейших разработок в данном направлении. К сожалению, на сегодняшний день программы корпоративной социальной ответственности предприятий Республики находятся в большинстве случаев в зачаточном состоянии или же отсутствуют полностью. Связано это, прежде всего, с общим экономическим и политическим положением и, конечно, с отсутствием заинтересованности государства в том, чтобы предприниматели проявили интерес к данному вопросу. Необходимо, чтобы у собственника предприятия появилось стремление на начальном этапе из-за экономической выгоды, а потом как моральный долг по отношению к региону, стране и миру в целом, использовать принципы «ответственной» логистики. Однако в основе государственного стимулирования должно лежать стремление бизнеса. В настоящее время перед нашим государством стоит актуальная задача помочь и ускорить процесс развития корпоративной социальной ответственности через поддержку энергосберегающих технологий компаний, предоставление преференций социально ответственным компаниям, выведение КСО- инициатив на уровень государственных интересов, распространение и поддержку опыта социально ответственных компаний.

Список использованных источников:

  1. Шевченко Т.П. Корпоративная социальная ответственность в международном бизнесе / Т.П. Шевченко // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. – 2013. – № 1086. – c.36
  2. Андрунакиевич А.Н. Социальная ответственность бизнеса: теория и Российская практика / А.Н. Андрунакиевич // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. — №15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa-teoriya-i-rossiyskaya-praktika (дата обращения: 01.04.2019).
  3. Фаллер А.В. Корпоративная социальная ответственность как фактор формирования конкурентных преимуществ организации / А.В. Фаллер, Д.А. Чернавина // Символ науки. – 2018. – №5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost-kak-faktor-formirovaniya-konkurentnyh-preimuschestv-organizatsii (дата обращения: 02.04.2019).
  4. Издебски, В. Социальная ответственность предприятия в логистике / Вальдемар Издебски, Пиотр Крис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://internal.khntusg.com.ua/fulltext/PAZK/VISN/VISN_161_2015/21.pdf (дата обращения: 31.03.2019).
  5. Global CR RepTrak® 100 / Raising the Stakes on Corporate Responsibility [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://insights.reputationinstitute.com/reptrak-reports/2018-global-csr-100-eptrak-data (дата обращения: 03.04.2019)

УДК 65.011.1

Попова Т. А. — к.э.н., доцент кафедры маркетинга и логистики ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики», г. Донецк, Донецкая Народная Республика

e-mail: popova_mil@mail.ru

Лунина В. Ю. – к.э.н., доцент кафедры маркетинга и логистики ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики», г. Донецк, Донецкая Народная Республика

e-mail: touki@ya.ru

Formation of the system of «responsible» logistics as an integral part of the corporate social policy of the enterprise

Popova T. – Ph.D., Associate Professor, Associate Professor, Department of Logistics and Marketing, State Educational Institution of Higher Professional Education «Donetsk Academy of Management and Public Administration under the Head of the Donetsk People’s Republic», Donetsk People’s Republic, Donetsk

Lunina V. – Ph.D., Associate Professor, Associate Professor, Department of Logistics and Marketing, State Educational Institution of Higher Professional Education «Donetsk Academy of Management and Public Administration under the Head of the Donetsk People’s Republic», Donetsk People’s Republic, Donetsk

Annotation: the article discusses the features of the formation of corporate social responsibility and its relationship with the enterprise logistics system. The aim of the article is to identify the basic laws and prerequisites for the formation of a system of «responsible» logistics of domestic enterprises. The author highlights the main directions and benefits of implementing corporate social policy in terms of the formation of a system of «responsible» logistics. The main problematic issues of the formation and implementation of the principles of social responsibility of the enterprise are described.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Попова Т. А., Лунина В. Ю. Формирование системы «ответственной» логистики как неотъемлемая часть корпоративной социальной политики предприятия // Маркетинг и логистика. – 2019. – №5 (25). — с. 42-53.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».