Импортная квота на зерноуборочные комбайны как специальная защитная мера

Анастасия Сергеевна Тульцева

Аннотация: в статье рассматривается сущность импортной квоты на зерноуборочные комбайны, которая действовала в Российской Федерации с 2014 по 2016 год. Проводится анализ импорта и производства зерноуборочных комбайнов в Российской Федерации. Приведен сравнительный анализ технических характеристик комбайнов российского и немецкого производства, а также аналитическая схема влияния импортной квоты и субсидирования отрасли сельскохозяйственного машиностроения на повышение рентабельности сельского хозяйства.

Специальная защитная мера в виде импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и их модулей была введена с 1 января 2014 года решением Высшего Евразийского экономического совета. Введение импортной квоты было обусловлено проведенным ЕЭК расследованием, в результате которого был доказан факт резкого роста импорта комбайнов и причиняемого им ущерба экономики ЕАЭС. Импортная квота действовала с 1 января 2014 года по 21 августа 2016 года.

В таблице 1 приведены статистические данные по импорту зерноуборочных комбайнов в Российскую Федерацию за 2015-2016 годы.[1]

Статистические данные по импорту зерноуборочных комбайнов

Таблица 1. Статистические данные по импорту зерноуборочных комбайнов в Российскую Федерацию за 2015-2016 годы

Источник: Данные ФТС России

Из представленных в таблице 1 данных следует, что импорт зерноуборочных комбайнов (код ТН ВЭД 8433510001 – с момента выпуска которых прошло более 3 лет) в 2016 году из Республики Беларусь в стоимостном выражении снизился на 7,34 %, из Германии – на 25,07%. Финляндия, Польша и Соединенные Штаты Америки в 2016 году не осуществляли поставок зерноуборочных комбайнов данной товарной подсубпозиции. Франция и Япония в 2016 году стали осуществлять поставки зерноуборочных комбайнов в Российскую Федерацию.

Импорт зерноуборочных комбайнов (код ТН ВЭД 8433510009 – комбайны зерноуборочные прочие) в 2016 году из Республики Беларусь снизился на 65,18%, из Австрии на 53,19%, из Бельгии на 25,83, из Италии на 31,99. Увеличение импорта наблюдается из Германии – на 67,75%, из Хорватии на – 24.82%, из США на – 171,71%. Наибольший прирост импорта отмечен из Китайской Народной Республики – увеличение на 231,59%. Импортные поставки в 2016 году в Российскую Федерацию начали следующие страны: Бразилия, Финляндия и Словения. Прекратили поставки товара по данной товарной подсубпозиции Франция и Польша.

Статистические данные по импорту зерноуборочных комбайнов в Россию

Рисунок 1. Статистические данные по импорту зерноуборочных комбайнов в Россию за период 2015-2016 гг.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2013 г. №143 «О применении специальной защитной меры посредством введения импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов» Приказом №1177 от 14.04.2016 г. Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, было утверждено распределение объема импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов между участниками внешнеторговой деятельности в 2016 году. Таким образом, квота в 2016 году была предоставлена десяти крупнейшим организациям. В таблице 2 приведены данные по распределению объемов импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов.[2]

Таблица 2. Распределение объемов импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов

№ п/п Наименование организации Объем квоты, шт.
1 ООО «ВИНТЕРШТАЙГЕР» (Австрия) 6
2 ООО «ВИМ» (Россия) 6
3 ООО «Агромашхолдинг» (Россия) 7
4 ООО «Агро-Сервис» (Россия) 2
5 ООО «КЛААС Восток» (Германия) 7
6 ООО «Бристоль» (Россия) 5
7 ООО «Майзадур Семанс Кубань» (Франция) 1
8 ООО «Агротехсервис» (Россия) 7
9 ООО «АгроТехКомплект» (Россия) 7
10 ООО «АгроТехника-ДВ» (Россия) 6

Согласно статистике объемов импорта в Российскую Федерацию целесообразно отметить, что основными импортерами зерноуборочных комбайнов в 2015-2016 годах является Республика Беларусь, затем Германия и Хорватия. Среди стран, сохраняющих импорт в РФ как в 2015, так и в 2016 году, присутствуют страны, компании которых включены в список на получение квот: Германия, Австрия, Франция.

Важно отметить, что российские компании-пользователи квот сотрудничают с немецкими и австрийскими поставщиками сельскохозяйственной техники. ООО «ВИМ» закупает продукцию у компании ООО «ВИНТЕРШТАЙГЕР» (Австрия), «Агромашхолдинг», «Агротехника-ДВ», «Агротехсервис» реализуют технику производства Vogel&Noot (Австрия).

Распределение объемов импортной квоты установлено в Приложении №2 Решения Коллегии ЕЭК №143 «О применении специальной защитной меры посредством введения импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов (с изменениями на 30 июня 2015 года)». Для получения импортной квоты участником ВЭД в России в Министерство промышленности и торговли предоставляются: заявка на получение импортной квоты, копия внешнеторгового договора, копия документа о постановке на учет в налоговом органе. Для расчета объема импортной квоты, выделяемого участнику ВЭД в соответствующем году, используется формула [3]:

Vi=ViучВТДгод,

где:

Vi – объем импортной квоты, выделяемый участнику внешнеторговой деятельности;

ViучВТД – объем ввоза участником внешнеторговой деятельности на территорию государства-члена ЕАЭС товара, помещенного под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или переработки для внутреннего потребления в течение расчетного периода;

Кгод – ежегодный коэффициент изменения объема ввоза товара.

Если в течение расчетного периода товар не помещался участником внешнеторговой деятельности под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или переработки для внутреннего потребления в соответствующем государстве — члене ЕАЭС, такому участнику внешнеторговой деятельности импортная квота на следующий период не выделяется.

Импортная квота, выдаваемая участникам ВЭД в России, не может превышать установленного Решением Комиссии ЕАЭС объема квоты, выделяемой на государство-член Союза. Таким образом, наднациональное законодательство оказывает существенное влияние на регулирование внутреннего рынка и импортных процессов в РФ.

В 2016 году в Российской Федерации производство машин сельскохозяйственного назначения увеличилось по сравнению с 2015 годом на 58%: и составило 1775 единиц; в отношении производства полноприводных тракторов, на 32% и составило 3995 единиц; в отношении зерноуборочных комбайнов, на 40% и составило 600 единиц. по отношению к кормоуборочным комбайнам — на 116% и составило 3081 единиц. При этом на территории России действовала импортная квота на сельскохозяйственную технику. В 2013 году российская сельскохозяйственная техника занимала на отечественном рынке около четверти объема, тогда как в 2016 году доля российских предприятий выросла до 55%. Позитивной тенденцией 2016 года стал рост экспорта российской сельскохозяйственной техники на 10%, а в страны Восточной Европы на 25%.[4]

Конкурентоспособную среду для роста производства и использования отечественных комбайнов создал ряд факторов: двукратная разница в пользу российских комбайнов, в цене за счет введения импортной квоты на импортную сельскохозяйственную технику, а также государственная поддержка в виде компенсации затрат на покупку отечественной техники, скидок и других видов поддержки. Так, объем предоставленных средств на компенсацию издержек и скидок покупателям российским предприятиям в 2016 году составил почти 10 миллиардов рублей.

Российские и немецкие комбайны являются прямыми конкурентами на рынке сельскохозяйственной техники. В таблице 3 приведен сравнительный анализ основных технических характеристик двух комбайнов одного класса российского и немецкого производства [5].

Таблица 3. Сравнительный анализ технических характеристик комбайнов

Сравнительный анализ технических характеристик комбайновХарактеристика RSM 161,

7 класс

РостсельмашLEXION 650,

7 класс

Claas (Германия)

ПреимуществоДиаметр молотильного барабана, мм800600

РостсельмашЧастота вращения барабана, об/мин210-970395-1150 (требуется понижающий редуктор)

РостсельмашПлощадь решет очистки, м27,15,8РостсельмашПроизводительность, т/ч45,037,0РостсельмашОбъем зернового бункера, л10500,09000,0РостсельмашСкорость выгрузки зерна, л/с115110РостсельмашОбъем топливного бака, л1050800РостсельмашМощность двигателя, л.с.360 (норм.)341 (макс.)Ростсельмаш

Приведенный сравнительный анализ отвечает на первичный вопрос, поставленный в условиях импортозамещения и введения импортных квот: «Каков коэффициент эффективности применения российских комбайнов?». На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что российская отрасль сельскохозяйственного машиностроения надежно, хотя проблемы обеспечения безопасности, пригодности и качества продукции на российском рынке стоят очень остро.[6] Следует отметить, что цена на российские комбайны в настоящее время составляет 8 500 000 рублей, тогда как цена на бывшие в употреблении комбайны немецкого производства 2015 г. составил 14 610 796,2 рублей.

Существенная разница в цене и технических характеристиках на фоне программы импортозамещения и поддержки отечественного товаропроизводителя государственными субсидиями обуславливает эффективность производства и развития данной отрасли.

Примерами успешных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сельскохозяйственном машиностроении являются:

1) Серийное производство роторных комбайнов TORUM (рис. 2) за 2009-2015 годы составило 1210 комбайнов. Объем финансирования за указанный период составил 795 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 296 млн. руб.

Комбайн TORUM 750

Рисунок 2. Комбайн TORUM 750

2) В соответствии с инвестиционным проектом «ГЛОБАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА» в 2015 году произведено 25 комбайнов RSM-161 (Рис. 3). Объем финансирования в 2015 г составил 1220 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 610 млн. руб.

Комбайн RSM-161

Рисунок 3. Комбайн RSM-161

Для стимулирования развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышения эффективности импортной пошлины, а также в рамках программы импортозамещения была введена программа субсидирования издержек производства, а также программа субсидирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на период 2017-2019 годы в рамках сельскохозяйственного машиностроения в общем, и зерноуборочных комбайнов в частности. По мнению автора, данная мера позволит расширить номенклатуру производимых машин, улучшить технические характеристики комбайнов, а также привлечь специалистов и создать новые рабочие места. Важно, что в результате исполнения предоставления субсидий цены на российские комбайны в среднесрочной перспективе снизятся, что позволит аграриям России приобретать инновационную и усовершенствованную технику.

В этой связи необходимо выявить причинно-следственную связь улучшения отрасли сельского хозяйства в целом. На рисунке 4 приведена аналитическая схема влияния импортной квоты и субсидирования отрасли сельскохозяйственного машиностроения на повышение рентабельности сельского хозяйства.

Аналитическая схема влияния импортной квоты и субсидирования

Рисунок 4. Аналитическая схема влияния импортной квоты и субсидирования отрасли сельскохозяйственного машиностроения на повышение рентабельности сельского хозяйства

На основании проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что прослеживается четкая взаимосвязь, при которой большое количество иностранных поставщиков сталкивается с препятствием в виде импортной квоты, которая служит фильтром, или барьером, пропускающим на внутренний рынок товаропроизводителей, занявших свою нишу в международной торговле.

Действие программы импортозамещения, предоставлением государственных субсидий повышает конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя сельхозтехники. Данные государственные меры способствуют укреплению спроса на российские комбайны. Иностранные поставщики начинают действовать не самостоятельно, а в сотрудничестве с отечественными производителями, создавать совместные машины и реализовывать инвестиционные проекты. Наконец, аграрии-потребители выбирают российские комбайны учитывая низкую цену, высокое качество и широкий ассортимент. Предоставляя качественный товар по низкой цене, производители сельскохозяйственных машин гарантируют повышенную рентабельность в сельском хозяйстве, что приводит к росту экономики Российской Федерации в целом.

Действие импортной квоты закончилось в 2016 году. За время ее применения отечественное производство сельскохозяйственной техники перешло на новый уровень. Так, всемирно известная компания «Ростсельмаш» возвращает заводы, расположенные в странах Европы, в Россию. Именно введение импортной квоты позволило сначала уравновесить, а затем и значительно улучшить условия для российских товаропроизводителей. Показательным является тот факт, что в 2016 году в России был выращен рекордный урожай зерна – 120 млн. тонн, который был успешно и качественно собран.

Действие импортной квоты должно сопровождаться последовательными этапами реализации плана повышения производительности и конкурентоспособности отрасли российского сельскохозяйственного машиностроения. В этих условиях эффективным решением было введение субсидирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также продолжение государственной поддержки сельхозмашиностроения. Для этих целей в федеральном бюджете предусмотрено 7,5 млрд. рублей и 13,7 млрд. руб. соответственно.

Результат применения импортной квоты на сельскохозяйственные машины будет ощутим еще долгое время, так как она дала мощный толчок развитию отечественного производства. В этих условиях, в совокупности с применением всех вышеуказанных мер, а также разработкой конкретного поэтапного плана повышения эффективности сферы сельскохозяйственного машиностроения, и предоставления условий для инвестирования в отрасль, введение повторной импортной квоты представляется нецелесообразным.

Список использованной литературы:

  1. Федеральная таможенная служба: таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]: Режим доступа: World Wide Web. URL: http://stat.customs.ru
  2. Приказ №1177 от 14.04.2016 г. Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Об утверждении распределения объемов импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов между участниками внешнеторговой деятельности в 2016 году»
  3. Решение Коллегии ЕЭК от 25.06.2013 № 143 «О применении специальной защитной меры посредством введения импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов»
  4. Сектор аграрного машиностроения стремительно растет [Электронный ресурс]: Режим доступа: World Wide Web. URL: https://agroinfo.com/2012201602-sektor-agrarnogo-mashinostroeniya-stremitelno-rastet/
  5. РОСАГРОМАШ // Доклад «Импортозамещение в сельскохозяйственном машиностроении Российской Федерации 2016 год» – 2016 г.
  6. Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения во внешней торговле мясными товарами. Воротынцева Т.М., Новиков В.Е., Андреева Е.И.: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии. Москва, 2013.148с. С.36

УДК 339.544

А. С. Тульцева – студентка факультета таможенного дела Российской таможенной академии, г. Люберцы, Россия

Научный руководитель — Воротынцева Т.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Российской таможенной академии, Москва, Россия

e-mail: naskin96@mail.ru

Import quota for combine harvesters as a special protective measure

A. Tultseva — student of Customs faculty of Russian Customs Academy, Lubertsy, Russia

Scientific director – T. Vorotyntseva, candidate of economical sciences. Associate Professor, Department of customs operations and customs control, Russian Customs Academy, Moscow, Russia

Annotation: The article touches the essence of the import quota for combine harvesters, which operated in the Russian Federation from 2014 to 2016. It analysis import and production of combine harvesters in the Russian Federation. A comparative analysis of the technical characteristics of combine harvesters of Russian and German productions is given, as well as an analytical diagram of the influence of the import quota and subsidization of the agricultural machinery industry on improving the profitability of agriculture.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Тульцева А. С. Импортная квота на зерноуборочные комбайны как специальная защитная мера // Маркетинг и логистика. – 2017. – №2 (10). – с. 107-119.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».