Экономические аспекты феномена социально-экономического неравенства в Российской Федерации

Прошин Валентин Павлович

Аннотация: в статье рассматриваются концептуальные основы феномена социально-экономического неравенства в различных аспектах его проявления, осуществляется анализ предпосылок возникновения и углубления неравенства в Российской Федерации, основных подходов к оценке и нивелированию диспропорций.

На протяжении обозримой истории построения систем взаимоотношений в обществе в качестве важнейшего аспекта таких систем выступает феномен социально-экономического неравенства, в настоящее время рассматриваемый как один из ключевых глобальных вызовов рыночной модели организации экономики.

Социально-экономическое неравенство в широком смысле представляет собой дифференциацию обеспеченности теми или иными благами различных групп и слоев населения и институтов, обусловленную географическими, историческими, политическими, культурными и иными предпосылками.

Различные формы проявления неравенства как в развивающихся странах, так и в развитых представляют собой катализатор возникновения и углубления социальной напряженности, которая, в свою очередь, влечет дестабилизацию функционирования всех структур общественной жизни. Последние исследования проблемы социально-экономического неравенства находят свое отражение на стыке таких дисциплин как экономика, социология, политология, регионоведение, а также управленческие науки.

Рассмотрение неравенства с экономической точки зрения до середины 20-го столетия преимущественно осуществлялось с позиций распределения продукта труда между факторами производства, а также различными группами населения. В дальнейшем анализ социально-экономического неравенства осуществляется путем оценки и сравнения уровня доходов различных слоев населения, выраженных в денежном эквиваленте [3].

Признание проблемы социально-экономического неравенства как общемировой, в большей или меньшей степени характерной для любого современного государственного образования и оказывающей негативное влияние на эффективность и устойчивость социально-экономических систем, повлекло её отражение в концепции целей устойчивого развития ООН до 2030 года (ЦУР). Так, из 15 целей ЦУР: 7 – направлены непосредственно на нивелирование крайней бедности и сокращение диспропорций в широком смысле; 8 – оказывают косвенное воздействие на сокращение диспропорций путем раскрытия экономического и инвестиционного потенциала, формирования комфортной среды для всего населения путем реализации экологических инициатив.

На основе целей и задач ЦУР национальные правительства формируют собственные стратегии их достижения на внутригосударственном уровне. Российская служба государственной статистики на своем официальном сайте сформировала обособленный раздел, посвященный мониторингу их реализации в Российской Федерации через ряд индикаторов, в том числе связанных с нивелированием социально–экономического неравенства (структура денежных доходов населения, степень их концентрации, децильный коэффициент и др.). Отечественная система стратегического планирования в настоящее время не предполагает единой программы, направленной на достижение показателей ЦУР (в нормативных документах, утверждающих направления устойчивого развития Российской Федерации, первоочередное внимание уделяется «зеленой» повестке) [1].

Рассмотрение проблематики социально-экономического неравенства в разрезе уровня доходов домохозяйств является одним из наиболее исследуемых аспектов феномена со стороны научного сообщества. При этом, на наш взгляд, указанный аспект не является исчерпывающим.

В условиях становления и развития принципов федерализма во многих современных государствах особую актуальность приобрел аспект проблемы социально-экономического неравенства в межрегиональном разрезе.

В рамках любой пространственной системы хозяйственно-экономическая деятельность концентрируется в конкретных областях, характеризующихся наличием тех или иных конкурентных преимуществ. В последствии эффект концентрации масштабируется, что влечет за собой приток на рассматриваемую территорию не только финансовых ресурсов, но и человеческого капитала, информации, технологий и других. Указанный механизм масштабирования в исследованиях межрегионального социально-экономического неравенства носит название «агломерационного эффекта» [7, 8].

Существует две группы факторов, формирующих объективные предпосылки и оказывающих влияние на межрегиональное неравенство. Независящие от антропогенной составляющей факторы первой природы: географическое положение, спектр природных ресурсов (дифференциация, качество, и т. д.). Формирующиеся обществом факторы второй природы: урбанизация, человеческий капитал (образование, здоровье, социализация); институты современной науки (формальные и неформальные нормы права и морали, существующие в данном обществе). Дополнительно считаем целесообразным отнести к последней группе уровень развития инфраструктуры как крайне значимую составляющую, определяющую направления отечественного пространственного развития.

В современном мире прослеживается четкая корреляционная зависимость между факторами второй природы и уровнем развития страны в целом.

Основная проблематика заключается в том, что государство при формировании стратегических подходов к решению проблемы сглаживания межрегиональных диспропорций становится перед выбором из двух взаимоисключающих путей (возможен также поиск баланса между ними).

В случае необходимости ускорения экономического роста в краткосрочной перспективе лучшим решением признается инвестирование в передовые регионы с ярко-выраженными конкурентными преимуществами. Применение данного подхода влечет углубление межрегиональных диспропорций. Если же государственные институты делают акцент на нивелировании неравенства – необходимо перераспределять ресурсы, изымая их у передовых регионов в пользу регионов-аутсайдеров. В этом случае степень расслоенности регионов уменьшается при замедлении экономического роста в краткосрочной перспективе.

Максимизация эффективности пространственного развития предполагает поиск оптимального уровня соотношения обозначенных направлений.

В отечественной системе стратегического планирования приоритет в нивелировании межрегиональных диспропорций отражается в Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Основная значимость Стратегии заключается не столько в определении конкретных механизмов нивелирования неравенства, сколько в определении региональных специализаций [2].

Для оценки уровня межрегиональной дифференциации в современных исследованиях применяют методологию социально-экономической статистики. Критерии сравнения также следует разделить на экономические и социальные.

Рассмотрим основные показатели межрегионального социально-экономического неравенства экономического типа.

В первую очередь, традиционно оцениваются показатели валового регионального продукта (ВРП), как наиболее полно отражающего экономическую деятельность региона. В связи с тем, что сравнение абсолютных индикаторов не отражает реальной эффективности хозяйства, применяется относительный показатель: ВРП на душу населения. Существенным ограничением при использовании данного показателя является разнородность его составляющих, что создает проблему обеспечения межрегиональной сопоставимости. Один и тот же продукт, произведенный в разных регионах, имеет различную стоимостную оценку.

Следующее направление – уровень развития транспортной инфраструктуры, который напрямую взаимозависим с экономикой региона в целом. Эта взаимозависимость проявляется как в обеспеченности транспортной доступности ресурсов и пространственного развития с учетом «агломерационного эффекта» и освоения новых территорий, так и объемом инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры и др. В качестве индикатора возможно использование показателя удельного веса автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования, выраженным в процентах.

Следующий показатель: удельный вес убыточных организаций в общем количестве организаций (в процентах) наиболее обобщенно характеризует уровень развития частного бизнеса в экономическом развитии региона.

Важной составляющей в оценке экономической жизни региона является уровень безработицы. Более того, проблема безработицы оказывает влияние не только на макроэкономическое состояние субъекта, но и на социально-психологическую сферу общественной жизни.

Популярный в оценке межрегионального неравенства коэффициент Джини представляет собой статистический показатель степени расслоения общества данного региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. В отличии от рассмотрения проблематики социально-экономического неравенства в разрезе уровня доходов домохозяйств (где коэффициент Джини применяется относительно денежных доходов населения) в данном аспекте Коэффициент Джини можно применять относительно ВРП и уровня бюджетной обеспеченности региона.

Дополнительно возможно проведение оценки соотношения уровней прожиточного минимума соседних регионов (т.к. при сравнении данного показателя необходимо учитывать ценовой фактор, наиболее точно ситуацию продемонстрирует удельная доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения региона).

Рассмотрим основные показатели межрегионального социально-экономического неравенства социального и смешанного типов.

В первую очередь необходимо обратить внимание на демографическую ситуацию в регионе на основе исследования коэффициентов миграционного и естественного прироста.

В рамках исследования демографии также необходимо оценить соотношение браков и разводов в пределах данного субъекта. Т.к. показатель имеет непосредственное влияние на коэффициент естественного прироста.

После определения основных демографических тенденций, целесообразно осуществлять оценку ИЧР (индекса человеческого развития), включающего в себя социальные индексы ожидаемой продолжительности жизни, образования, и экономический индекс дохода.

ИЧР на данный момент наиболее отвечает требованиям к максимально полной, всесторонней оценки социальной ситуации. Сравнение уровня развития регионов Российской Федерации исходя из ИЧР, на наш взгляд, является наиболее обоснованным.

Отметим, что нами были приведены основные индикаторы, используемые при оценке межрегионального социально-экономического неравенства, при этом рассмотренные показатели не являются исчерпывающими.

Для Российской Федерации межрегиональный аспект проблемы социально-экономического неравенства приобрел особое значение в условиях феномена сверхконцентрации ресурсов в федеральном центре. Научно-практическим сообществом до настоящего времени не сформирована единая позиция относительно целесообразности реализации механизмов искусственного ограничения такой концентрации.

Так, с одной стороны, эффект от формирования настолько масштабного центра экономической активности распространяется на весь центральный макрорегион (ЦФО), что способствует развитию входящих в него регионов-спутников. Целенаправленное стимулирование расширения влияния агломерационного эффекта возможно путем реализации крупных инфраструктурных проектов (например, одним из последних проектов такого характера стало строительство федеральной автомобильной дороги М-12 «Восток»).

С другой стороны, в условиях ограниченности ресурсов (в том числе инвестиционных (бюджетных и частных), низкого уровня миграционной привлекательности, темпов роста жилищного строительства федерального центра, возникают объективные барьеры для формирования новых регионов-«точек роста», что не позволяет в значительной степени раскрыть социально-экономический потенциал многих субъектов и осознанно применять «эффект убывающей полезности». Возможность сбалансированного пространственного развития Российской Федерации без внесения концептуальных изменений в действующее бюджетное законодательство, а также реализации комплекса мер, предполагающих целенаправленное формирование новых «точек роста» на наш взгляд, поддается сомнению.

Третьим ключевым аспектом рассмотрения проблематики социально-экономического неравенства является формирование и углубление структурных диспропорций в развитии отдельных секторов экономики. Исследование и оценка таких диспропорций также может осуществляться как на внутристрановом, так и на наднациональном уровнях.

Наличие и характер структурных диспропорций являются важнейшим фактором перераспределения ресурсов между отраслями народного хозяйства. Характерной особенностью данного аспекта социально-экономического неравенства является его наибольшая подверженность инструментам целенаправленного государственного регулирования.

Управление структурными изменениями в экономике способствует перераспределению ресурсов между отраслями, изменению взаимосвязей между элементами экономической системы и соотношению между ресурсной базой страны и потребностями населения. Это создает условия для качественной трансформации экономической системы в долгосрочной перспективе.

Индикаторами управления структурными дисбалансами являются изменение доли различных отраслей экономики в общем валовом продукте страны, количество занятых в отраслях, объем и структура инвестиций и налоговых поступлений по отраслям. В качестве дополнительного показателя можно выделить изменение номенклатуры, количества и качества производимых и реализуемых товаров.

Эффективное управление структурными дисбалансами способствует появлению новых видов и форм производства, ориентированных на выпуск инновационной продукции, что способствует технологическому прогрессу и повышению производительности труда, что, в свою очередь, является важным условием для обеспечения устойчивого экономического роста.

В настоящее время структура отечественной экономической системы характеризуется наличием дисбалансов и неравномерным развитием. Особое внимание и критика научного сообщества сосредоточены на таких аспектах, как: высокая доля промышленности в общественном производстве, низкий уровень эффективности международной торговли с преобладанием импорта готовой продукции и экспорта топливно-энергетических ресурсов, недостаточное развитие инфраструктуры услуг, сдвиги размерной структуры производства в пользу крупных организаций, деформация структуры собственности и других.

Ключевым фактором формирования и углубления приведенных диспропорций отечественной экономической системы является так называемый «эффект колеи». Так, в конце 20-го столетия перед отечественным промышленным сектором проявился вызов необходимости перестройки всей его институциональной составляющей. В результате в Российской Федерации образовалась уникальная среда, совмещающая в себе характеристики сохранившихся неформальных социалистических институтов и сформированных формальных институтов рынка. Влияние предшествующего направления развития экономической системы Советского союза определило основные направления преобразования экономических субъектов, ключевая задача которых состояла в углублении добычи (производства) и экспорта сырьевых ресурсов, что обеспечивало максимизацию прибыли в краткосрочном периоде. Такая ориентация впоследствии стала причиной зависимости экономической системы от продажи сырья (частное проявление такой зависимости наиболее остро отразилось на доходах бюджета) и искажения в понимании рыночных сигналов субъектами экономики.

В настоящее время формирование отечественной государственной экономической политики основывается на целях достижения технологического суверенитета и стимулирования импортозамещения, что способствует повышению эффективности функционирования экономической системы и корректировке вектора («сходу с колеи») развития экономики предшествующего периода.

Схематичное представление триединства социально-экономического неравенства представлено на рисунке (рис. 1).

социально-экономическое неравенство

Рисунок 1 – Триединство аспектов социально-экономического неравенства. Источник: составлено автором

Как видно из представленной схемы, социально-экономическое неравенство представляет собой дифференциацию обеспеченности теми или иными ресурсами в разрезе слоев населения, отраслей экономики и региональных экономических систем, обусловленную географическими, историческими, политическими, культурными и иными предпосылками.

Высокая степень социально-экономической внутрисистемной дифференциации определяется конкретными климатообразующими факторами, носящими фундаментальный характер: площадь территории объекта исследования, колеблющиеся природно-климатические условия, культурное и национальное разнообразие, экономические связи, межрегиональное распределение труда и исторические предпосылки. В связи со свойственностью вышеприведённых факторов, на территории Российской Федерации сформировывался климат, способствующий образованию и усилению дифференциации. В современных условиях глобальных экономических потрясений анализ и поиск путей сглаживания диспропорций отечественной социально-экономической системы приобретает особую актуальность.

Научная новизна исследования заключается в триедином рассмотрении феномена социально-экономического неравенства в аспектах неравенства доходов домохозяйств (социальное неравенство), межрегионального неравенства и отраслевых диспропорций экономической системы. Применение данного подхода позволяет осуществлять комплексную оценку уровня социально-экономического неравенства в стране. Перспективным направлением дальнейших исследований является использование индексного метода сводной оценки показателей, характеризующих каждый из приведенных аспектов.

Модернизация отечественной экономической системы требует непрерывного мониторинга и оценки её диспропорций, а также поиска и реализации наиболее эффективных механизмов их сглаживания.

Список использованных источников:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации».
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля
    2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»
  3. Антропов В.В. Социально-экономическое неравенство в современном мире: инструментарий оценки, тенденции и стратегии преодоления // Экономика. Налоги. Право. 2022.
  4. Арский А. А. Факторное воздействие в корреляционном анализе национальной экономики России // Маркетинг и логистика. – 2022. – № 5(43). – С. 5-9.
  5. Арский А. А. Проблемы формирования комплексного прогноза динамики внешнеторговой деятельности России с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Маркетинг и логистика. – 2020. – № 5(31). – С. 5-9.
  6. Арский А. А. Экономические аспекты генерации агропромышленных кластеров // Маркетинг и логистика. – 2020. – № 2(28). – С. 5-10. – EDN YONVJS.
  7. Зубаревич Н.В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной политики // Мир новой экономики. 2017. №2.
  8. Прошин В. П. Сергиенко Н.С. Анализ перспектив сокращения межрегионального неравенства российских регионов
    // Самоуправление. – 2020. – Т. 2, № 1(118). – С. 335-338.

УДК 332.05

Прошин В. П. — аспирант Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия.

E-mail: proshin.V.P@mail.ru

Economic aspects of the phenomenon of socio-economic inequality in the Russian Federation

Proshin V. — postgraduate student of the RUDN University, Moscow, Russia.

Annotation: The article examines the conceptual foundations of the phenomenon of socio-economic inequality in various aspects of its manifestation, analyzes the prerequisites for the emergence and deepening of inequality in the Russian Federation, the main approaches to assessing and leveling imbalances.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Прошин В. П. Экономические аспекты феномена социально-экономического неравенства в Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2024. – 2 (52). — с. 59-70.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».