Методический подход к исследованию проблем развития внешнеэкономической деятельности на примере анализа процессов трансграничных автомобильных перевозок
Алексей Васильевич Тебекин
Аннотация: в статье описан методический подход к исследованию проблем развития внешнеэкономической деятельности на примере анализа процессов трансграничных автомобильных перевозок. Представлены результаты оценки степени зависимости трансграничных автомобильных перевозок различных стран от использования документов МСАТ. Показана зависимость уровня использования документов МСАТ различными странами от уровня экономической свободы этих стран. Представлены предложения по развитию трансграничных автомобильных перевозок в Российской Федерации.
В условиях продолжающихся западных санкций для Российской Федерации большое значение играет как решение проблем импортозамещения, так и наращивание экспортного потенциала [1, с. 12-17], определяющего объемы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) страны.
Современные проблемы развития национальной экономики определяются не только суперпозицией фаз больших (БЦЭА), средних (СЦЭА) и малых (МЦЭА) циклов экономической активности, присущих России (табл.1) [2, c.27].

Таблица 1. Результаты анализа совместного влияния больших (БЦЭА), средних (СЦЭА) и малых (МЦЭА) циклов экономической активности на российскую экономику
Во многом проблемы отечественной экономики связаны и с мировыми тенденциями, обусловленными надвигающимся глобальным экономическим кризисом, пик которого, предопределяемый сменой технологических укладов [3, c.34-38], ожидается на рубеже 2020-х годов (рис. 1) [4, с.2-8].
Известно, что в период кризиса любая организация стремится к минимизации издержек.[5, с.335-361]
Поэтому все издержки непроизводительного характера, к коим относятся любые логистические издержки, связанные с физическим перемещением товаров.[6, с.11]
В этой связи представляет интерес знакомство с данными, изложенными в письме Марека Ретельски Генеральной Ассамблее Международного союза автомобильного транспорта — (МСАТ, англ. The International Road Transport Union — IRU) и своим коллегам — членам МСАТ об общем количестве таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций Международных дорожных перевозок (МДП, фр. Transports International Routiers — TIR) с 1995 по 2015 год и суммах комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ (табл.2).[7]
Таблица 2. Оценки общего количества таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП на основе статистики выпуска таможенных документов с 1995 по 2015 год
Страна | Ассоциация | Общее количество таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП(1995-2015) | Сумма комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ(в швейцарских франках) |
Азербайджан | ABADA | 99 800 | 158 100 CHF |
Таджикистан | ABBAT | 17 300 | 27 900 CHF |
Болгария | AEBTRI | 4 105 200 | 6 528 600 CHF |
Франция | AFTRI (SCT/ACF) | 219 600 | 353 400 CHF |
Армения | AIRCA | 11 550 | 18 600 CHF |
Узбекистан | AIRCUZ | 99 550 | 158 100 CHF |
Босния | AIRH | 7 200 | 9 300 CHF |
Кыргызстан | AIRTO | 181 650 | 288 300 CHF |
Австрия | AISO | 340 800 | 539 400 CHF |
Германия | AIST | 208 700 | 334 800 CHF |
Молдова | AITA | 971 700 | 1 543 800 CHF |
Македония | AMERIT | 580 650 | 920 700 CHF |
Албания | ANALTIR | 13 500 | 18 600 CHF |
Португалия | ANTRAM | 6 100 | 9 300 CHF |
Румыния | ARTRI | 2 741 400 | 4 361 700 CHF |
Россия | ASMAP | 7 589 750 | 12 071 400 CHF |
Украина | ASMAP UA | 4 824 900 | 7 672 500 CHF |
Швейцария | ASTAG | 40 900 | 65 100 CHF |
Испания | ASTIC | 49 200 | 74 400 CHF |
Беларусь | BAMAP | 3 742 250 | 5 952 000 CHF |
Германия | BGL | 562 300 | 892 800 CHF |
Чехия | CESMAD BOHEMIA | 723 000 | 1 153 200 CHF |
Словакия | CESMAD SLOVAKIA | 836 400 | 1 329 900 CHF |
Дания | DTL | 126 450 | 204 600 CHF |
Эстония | ERAA | 1 062 500 | 1 692 600 CHF |
Нидерланды | EVO-SIEV | 11 150 | 18 600 CHF |
Бельгия | FEBETRA | 31 050 | 46 500 CHF |
Великобритания | FTA | 71 550 | 111 600 CHF |
Грузия | GIRCA | 72 650 | 111 600 CHF |
Иран | ICCIMA | 987 000 | 1 571 700 CHF |
Словения | INTERTRANSPORT | 370 650 | 585 900 CHF |
Казахстан | KAZATO | 369 250 | 585 900 CHF |
Нидерланды | KNV | 10 500 | 18 600 CHF |
Латвия | LATVIJAS AUTO | 1 968 600 | 3 134 100 CHF |
Литва | LI NAVA | 3 794 400 | 6 035 700 CHF |
Венгрия | MKFE | 1 983 850 | 3 152 700 CHF |
Норвегия | NLF | 8 700 | 9 300 CHF |
Греция | OFAE | 430 500 | 688 200 CHF |
Иордания | RACJ | 10 600 | 18 600 CHF |
Великобритания | RHA | 85 550 | 139 500 CHF |
Швеция | SA | 81 650 | 130 200 CHF |
Сербия | SCC-ATT | 307 300 | 325 500 CHF |
Финляндия | SKAL | 382 700 | 604 500 CHF |
Сирия | SNC ICC | 26 800 | 46 500 CHF |
Кипр | TDA | 11 650 | 18 600 CHF |
Туркменистан | THADA | 51 300 | 83 700 CHF |
Нидерланды | TLN-NIWO | 592 200 | 939 300 CHF |
Турция | TOBB | 10 046 100 | 15 968 100 CHF |
Хорватия | TRANSPORTKOMERC | 156 200 | 251 100 CHF |
Италия | UICCIAA | 469 150 | 744 000 CHF |
Румыния | UNTRR | 1 542 300 | 2 455 200 CHF |
Польша | ZMPD | 5 550 850 | 8 825 700 CHF |
ВСЕГО | 58 494 500 | 93 000 000 CHF |
МСАТ — Международный союз автомобильного транспорта — (англ. The International Road Transport Union — IRU) представляет собой международную организацию, объединяющую интересы национальных автотранспортных союзов (ассоциаций и организаций). Она была основана в Женеве в 1948 году и на сегодняшний день насчитывает порядка 180 членов – национальных союзов и ассоциаций в сфере международных/внутренних грузовых и пассажирских перевозок различными видами автотранспортных средств (грузовиков, автобусов, такси и др.).[8]
Многие члены МСАТ, список которых представлен на сайте ЕЭК ООН [9] и на рисунке 2 [10], в том числе его российский член — Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), функционируют в рамках системы гарантий международных автомобильных перевозок товаров с использованием книжки МДП (Carnet TIR). Система таможенного транзита МДП осуществляет свою деятельность в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.).
Необходимо отметить, что книжка МДП как документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур, покрывает автомобильные и мультимодальные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1957 г. и 1975 г. При этом все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения компетентных органов на их использование, которые выдаются национальным гарантийным объединением (ассоциацией), авторизованной в свою очередь компетентными органами страны.[10]
Не вдаваясь в подробности взаимоотношений профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, у которых усилились опасения в отношении прозрачности деятельности МСАТ [7], анализируя таблицу 2, обратим внимание на диспропорции между общим количеством таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП и соответствующими суммами комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ, с одной стороны, и размерами экономик разных стран, с другой стороны.
В частности, обращает на себя внимание лидерство по абсолютному лидерству Турции (17-я экономика мира по ВВП по паритету покупательной способности на 2015 год) по общему количеством таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальной гарантирующей организации МДП — TOBB — 10 046 100 (ед.). В то время как для Германии (5-я экономика мира на 2015 год) было выпущено МСАТ всего 771000 таможенных документов. То есть в 13 раз меньше, при том, что ВВП Германии в 2,24 раза больше ВВП Турции.
Тоже самое можно сказать и о многих других лидерах по общему количеству таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП:
— Польша — 24-я экономика мира,
— Румыния – 45-я экономика мира,
— Украина – 49-я экономика мира,
— Венгрия – 59-я экономика мира,
— Белоруссия – 69-я экономика мира,
— Болгария – 76-я экономика мира,
— Литва — 88-я экономика мира,
— Латвия – 107-я экономика мира,
— Эстония – 111-я экономика мира.
Исключение составляет Россия – 6-я экономика мира по ВВП по паритету покупательной способности на 2015 год.[11]
Таким образом, общее количество таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций, по странам-пользователям книжек МДП далеко не равномерно. В абсолютном выражении лидерами по общему количеству таможенных документов, выпущенных МСАТ, являются Турция и Россия, следом идут Польша, Болгария, Литва и Беларусь. То есть, это не самые богатые страны в географии хождения книжек МДП. Эти же страны стали «лидерами» по суммам комиссий от страховых премий, возможно сокрытых МСАТ и подлежащих возврату перевозчикам. Это может свидетельствовать о том, что степень распределения комиссионных МСАТ по странам-пользователям книжек МДП напрямую зависит от количества использованных книжек МДП. И Россия здесь является одним из трёх лидеров.
В процессе исследований был поставлен вопрос – как соотносится количество используемых странами-членами Конвенции МДП таможенных документов, выданных МСАТ, с масштабами внешнеторговой деятельности этих стран?
В основу расчетов было положено отношение общего количества таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций (табл. 2), к объемам ВЭД этих стран в части импорта за этот же период (с 1995 по 2015 год).
Результаты оценок отношения общего количества таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций к объемам ВЭД этих стран в части импорта в период с 1995 по 2015 год, именуемые коэффициентом «МСАТо зависимости» стран, и выраженные в условных пунктах, представлены в таблице 3.
Таблица 3. Уровень «МСАТо зависимости» стран в условных пунктах
№ | Страна | Коэффициент «МСАТо зависимости»(в условных пунктах) |
1 | Молдова | 2,857390204 |
2 | Латвия | 1,729996181 |
3 | Литва | 1,719314132 |
4 | Болгария | 1,703826698 |
5 | Беларусь | 1,331883622 |
6 | Македония | 1,242071938 |
7 | Украина | 0,960944742 |
8 | Румыния | 0,784767184 |
9 | Эстония | 0,768466718 |
10 | Турция | 0,62976937 |
11 | Кыргызстан | 0,541949184 |
12 | Россия | 0,417759559 |
13 | Польша | 0,375026304 |
14 | Венгрия | 0,252602427 |
15 | Иран | 0,250061643 |
16 | Сербия | 0,165619748 |
17 | Азербайджан | 0,158885139 |
18 | Словения | 0,157097925 |
19 | Узбекистан | 0,141714139 |
20 | Словакия | 0,156210615 |
21 | Грузия | 0,15385075 |
22 | Казахстан | 0,142000981 |
23 | Туркменистан | 0,118461232 |
24 | Хорватия | 0,078751578 |
25 | Греция | 0,073033795 |
26 | Таджикистан | 0,070689172 |
27 | Чешская Республика | 0,068397569 |
28 | Финляндия | 0,059503811 |
29 | Армения | 0,040830255 |
30 | Албания | 0,036354919 |
31 | Сирия | 0,026596231 |
32 | Австрия | 0,024230307 |
33 | Кипр | 0,017058684 |
34 | Дания | 0,015629031 |
35 | Нидерланды | 0,014889732 |
36 | Италия | 0,011086328 |
37 | Германия | 0,008174743 |
38 | Босния | 0,008050806 |
39 | Иордания | 0,007620272 |
40 | Швеция | 0,006290557 |
41 | Франция | 0,004030354 |
42 | Великобритания | 0,002691681 |
43 | Швейцария | 0,002284928 |
44 | Испания | 0,001640544 |
45 | Норвегия | 0,001270488 |
46 | Португалия | 0,000886715 |
47 | Бельгия | 0,000864406 |
Как видно из таблицы 3, лидером по «МСАТо зависимости» является Молдова (140 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ), а среди «аутсайдеров» – Норвегия (4 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ).[12]
Россия (66 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ) в этом условном рейтинге находится ближе к началу списка – на 12 месте (между Киргизией и Польшей) среди 47 рассмотренных стран в рамках исследования.
Таким образом, проведенный анализ данных за 1995-2015 годы показал, что количество используемых странами, участвующими в Конвенции МДП таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций, находится в обратно пропорциональной зависимости от объема внешнеэкономической деятельности стран — членов Конвенции МДП. Это свидетельствует об отказе экономически развитых стран от книжек МДП – услуги, предоставляемой МСАТ.
Закономерно возникает вопрос – а нужно ли России «тянуться» за Молдавией, и почему экономически развитые страны лишь в очень незначительных объемах пользуются услугами данной структуры?
Так, например, у Швейцарии, где и зарегистрирован МСАТ, и которой нет выхода к морю, коэффициент «МСАТо зависимости» в 140 раза меньше, чем у России, имеющей выходы к множеству морей.
В дополнение к уже представленным результатам был рассчитан коэффициент корреляции «МСАТо зависимости» стран-пользователей книжек МДП и уровня (индекса) экономической свободы этих стран, охватывающего как свободу торговли, так и свободу от коррупции, и свободу предпринимательства.
Расчеты показали, что коэффициент корреляции «МСАТо зависимости» стран-пользователей книжек МДП и уровня (индекса) экономической свободы этих стран — минус 0,67.
То есть связь отрицательная (чем ниже уровень экономической свободы, тем выше «МСАТо зависимость» страны), и приближающаяся к сильной.
В результате сравнения показателей возникает вопрос – нужна ли России столь высокая «МСАТо зависимость»? Особенно учитывая, что деньги за услуги МСАТ собираются с российских участников ВЭД и в значительной ее части формируют доход нерезидентов, в то время как при системе гарантий таможенного транзита, предусмотренной в Таможенном кодексе, все вырученные деньги остаются внутри страны и работают на благо российской экономики.
Говоря о содержательной стороне проблемы необходимо отметить, что специалисты не случайно отмечают, что внутри Евросоюза не используются книжки МДП, а используется процедура внутриевропейского транзита — Т1. Процедура Т1 упрощает и удешевляет таможенный транзит, в то время как странам СНГ, Балтии и Китаю вместо создания своей единой и эффективной системой организации таможенного транзита — например по маршруту Шелкового пути — вероятно пытаются навязать устаревшие, менее конкурентоспособные с точки зрения экономических издержек документарные технологии на базе книжек МДП. Можно предположить, что целью таких действий является стремление достичь преимуществ в условиях транзита перед странами с переходной экономикой, к которым, в том числе, относятся страны Содружества Независимых Государств (СНГ).
Таким образом, проведенные исследования показали, что чем выше уровень экономического развития стран, тем меньше степень их зависимости от действия монополий в той или иной сфере. В данном исследования, в частности показано, что выше уровень экономической свободы страны, тем меньше степень зависимости ее ВЭД от услуг Международного союза автомобильного транспорта (IRU), предоставляющего для таможенного транзита книжки МДП.
Высокоразвитые страны сами заботятся о создании наиболее благоприятных условий хозяйствования, в том числе в вопросах таможенного транзита, пекутся о своей страховой, информационной, финансовой, и в конечном итоге государственной безопасности. Ни одна из этих стран не доверяет обеспечение и сопровождение своей ВЭД зарубежным организациям, деятельность которых неподконтрольна и не регулируема. По этому пути следует идти и России.
Говоря о методической базе представленных исследований, необходимо отметить следующее.
1. Назначение. Представленная Методика оценки «комиссионной МСАТо зависимости» стран (далее Методика) позволяет на основе оценки связи объема комиссий МДП, которые должны быть возвращены членам IRU с показателями внешнеэкономической деятельности (ВЭД) разных стран, выраженный в годовом обороте, оценить характер влияния использования книжек МДП на эффективность ВЭД. Сумма комиссий, которые должны быть возвращены членам IRU (в швейцарских франках) с экономической точки зрения позволяет при расчетах нормализовать внешнеторговый оборот для разных стран в привязке к их сотрудничеству со МСАТ, так как объективно отражает объем и стоимость трансграничных перевозок с использованием книжек МДП для каждой страны и прямо привязана к общему количеству таможенных документов, выпущенных IRU за репрезентативный период времени для ассоциаций каждой из оцениваемых стран за 1995-2015 годы.
2. Исходные данные для расчетов.
2.1. В качестве исходных данных для оценки возможного влияния деятельности МСАТ на результаты ВЭД разных стран в Методике использованы материалы оценки суммы выведенных средств из ассоциации МДП МСАТ на основе статистики выпуска с 1995 по 2015 год (см. табл. 2).[7]
2.2. Для определения объемов ВЭД стран используются следующие источники внешнеторговой статистики:
— статистическая информация о внешней торговле ФТС России;
— официальные электронные данные (базы данных, системы электронных таблиц, динамические ряды) национальных статистических служб, ведающих учетом внешней торговли, публикуемые на их интернет-ресурсах;
— детализированные данные внешнеторговой статистики стран, публикуемые в TradeMap;
— периодические печатные издания внешнеторговой статистики стран, подготавливаемые соответствующими национальными ведомствами;
— годовые данные по внешней торговле стран, публикуемые UN COMTRADE;
— другие официальные источники, содержащие статистические сведения о ВЭД стран.
2.3. Для определения основных характеристик развития стран с учетом результатов ВЭД целесообразно использовать результаты глобальных исследований и сопровождающих их рейтингов стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum).
3. Порядок расчетов
3.1. Для каждой страны (i) рассчитывается соотношение объема комиссий МДП (SK) (некоторые страны представлены в МСАТ несколькими ассоциированными членами, размеры комиссий по таким странам просуммированы) (см.п.2.1 Методики) и объема ВЭД страны (Q) (см.п.2.2) за аналогичный период времени (коэффициент «МСАТо зависимости»):
3.2. Для удобства интерпретации все рассчитанные значения коэффициента «комиссионной МСАТо зависимости» KМСАТ(i) представляются в условных пунктах и ранжируются в порядке убывания рассчитанного коэффициента (см. табл.3).
3.3. На основе данных глобальных исследований и сопровождающих их рейтингов стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum) определяется интересующий показатель экономической деятельности страны – члена МСАТ.
Пример определения уровня (индекса) экономической свободы этих стран представлен в таблице 4.
Таблица 4. Индекс экономической свободы стран – членов МСАТ
№ | Страна | Рейтинг экономической свободы | |
1 | Молдова | 57,4 | |
2 | Румыния | 65,6 | |
3 | Латвия | 70,4 | |
4 | Литва | 75,2 | |
5 | Македония | 67,5 | |
6 | Болгария | 65,9 | |
7 | Беларусь | 48,8 | |
8 | Украина | 46,8 | |
9 | Эстония | 77,2 | |
10 | Турция | 62,1 | |
11 | Кыргызстан | 59,6 | |
12 | Албания | 65,9 | |
13 | Россия | 50,6 | |
14 | Польша | 69,3 | |
15 | Венгрия | 66 | |
16 | Иран | 43,5 | |
17 | Грузия | 72,6 | |
18 | Словения | 60,6 | |
19 | Хорватия | 59,1 | |
20 | Словакия | 66,6 | |
21 | Сербия | 62,1 | |
22 | Греция | 53,2 | |
23 | Таджикистан | 51,3 | |
24 | Узбекистан | 46 | |
25 | Финляндия | 72,6 | |
26 | Азербайджан | 60,2 | |
27 | Казахстан | 63,6 | |
28 | Туркменистан | 41,9 | |
29 | Чешская Республика | 73,2 | |
30 | Армения | 67 | |
31 | Кипр | 68,7 | |
32 | Австрия | 71,7 | |
33 | Сирия | — | |
34 | Нидерланды | 74,6 | |
35 | Италия | 61,2 | |
36 | Дания | 75,3 | |
37 | Босния | 58,6 | |
38 | Иордания | 68,3 | |
39 | Германия | 74,4 | |
40 | Швеция | 72 | |
41 | Молдова | 62,3 | |
42 | Румыния | 76,4 | |
43 | Латвия | 81 | |
44 | Литва | 68,5 | |
45 | Македония | 65,1 | |
46 | Болгария | 68,4 | |
47 | Беларусь | 71,8 |
3.4. По аналогии с п.3.3 может быть определен любой из десяти показателей, среднее арифметическое которых составляет индекс экономической свободы:
- Права собственности
- Свобода от коррупции
- Фискальная свобода
- Участие правительства
- Свобода предпринимательства
- Свобода труда
- Монетарная свобода
- Свобода торговли
- Свобода инвестиций
- Финансовая свобода
3.5. По аналогии с п.3.3 может быть определен любой другой показатель экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum):
- Рейтинг валового внутреннего продукта
- Рейтинг валового национального дохода
- Рейтинг глобальной конкурентоспособности
- Рейтинг ведения бизнеса
- Рейтинг защиты прав собственности
- Рейтинг международной торговли
- Рейтинг привлечения прямых иностранных инвестиций
- Рейтинг потребления электроэнергии
- Рейтинг продовольственной безопасности.
3.6. Рассчитывается корреляционная связь между коэффициентом «комиссионной МСАТо зависимости» стран KМСАТ(i) и выбранными показателями экономического развития стран.
Например, оценка уровня корреляционной связи между коэффициентом «комиссионной МСАТо зависимости» стран KМСАТ(i) (табл.3) и индексом экономической свободы стран – членов Конвенции МДП IE(i) (табл.4), показывает, что уровень этой связи R(KМСАТ(i);IE(i)) составляет:
R(KМСАТ(i) ; IE(i)) = – 0,67.
4. Оценка уровня корреляционной связи между коэффициентом «комиссионной МСАТо зависимости» стран KМСАТ(i) и выбранным показателем экономического развития страны–члена Конвенции МДП определяется в соответствии с порядком перевода количественных значений в качественные оценки таблицы 5.
Таблица 5. Порядок перевода количественных значений коэффициентов корреляции в качественные оценки
№ | Количественное значение модуля коэффициента корреляции | Качественная оценка(оценка тесноты связи) |
1 | 0,0-0,1 | Связь практически отсутствует |
2 | 0,1-0,3 | Слабая связь |
3 | 0,3-0,5 | Связь умеренная |
4 | 0,5-0,7 | Заметная связь |
5 | 0,7-0,9 | Сильная связь |
6 | 0,9-1,0 | Связь абсолютная |
Приведенный пример оценки уровня корреляционной связи R(KМСАТ(i);IE(i)) между коэффициентом «комиссионной МСАТо зависимости» стран KМСАТ(i) и индексом экономической свободы стран – членов Конвенции МДП IE(i) показывает, что связь отрицательная (чем ниже уровень экономической свободы, тем выше «комиссионная «МСАТо зависимость»» страны) и приближающаяся к сильной.
Список использованной литературы:
- Тебекин А.В., Пуресев Д.Н. Анализ вариантов стратегического развития национальной экономики в условиях западных санкций. Транспортное дело России. 2014. № 6. С. 12-17.
- Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).
- Тебекин А.В., Серяков Г.Н. Влияние динамики циклов экономической активности на перспективы развития национальной экономики. Проблемы современной экономики. 2015, № 1 (53), С. 34-38.
- Тебекин А.В., Конотопов М.В. Апрельские тезисы (О мировом экономическом кризисе) // Инновации и инвестиции. — №2, С.2-8.
- Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. – М.: Кнорус, 2016. – 696с.
- Тебекин А.В. Логистика. – М.: Дашков и К, 2014. – 352с.
- https://www.linkedin.com/pulse/iru-hid-554-million-members-funds-through-tir-carnet-scheme-milne(дата обращения 01.09.2016)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_союз_автомобильного_транспорта/ (дата обращения 01.09.2016)
- http://www.unece.org/tir/system/tir-system-countries.htm (дата обращения 01.09.2016)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Carnet_TIR (дата обращения 01.09.2016)
- Gross domestic product based on purchasing-power-parity (PPP) valuation of country GDP.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(номинал)_на_душу_населения. (дата обращения 01.09.2016)
УДК 338.242.2
А. В. Тебекин — доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
e-mail: Tebekin_63@mail.ru
The methodical approach to the study of problems of development of foreign economic activity on the example of the analysis of processes of cross-border road transport
A. Tebekin — Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economic Sciences, professor, honored worker of science and technology of the Russian Federation, Professor, Department of Management of the Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia
Abstract: A methodological approach to the study of problems of development of foreign economic activity on the example of the analysis of processes of cross-border road transport. The results of the evaluation of the degree of dependence of cross-border transport of various countries of the IRU use documents. The dependence of the level of use of the IRU documents the various countries on the level of economic freedom in these countries. Presents proposals for the development of cross-border road transport in the Russian Federation.