Монополизация внешней торговли СССР — причины и последствия
Ковалёва Дарья Руслановна
Аннотация: в статье представлен анализ практики функционирования внешнеторговых отношений в СССР на основе государственной монополии. Исследуется опыт становления торговых отношений физических лиц со специализированными торговыми предприятиями и факторов, повлиявших на развитие и трансформацию всей внешней торговли СССР и позднее Российской Федерации.
Монополизация внешней торговли в СССР – это проблема, которую можно рассмотреть с разных сторон, так как она имеет огромное значение не только для историков, но и для экономистов и политологов, которые стремятся понять сущность плановой экономики. Проблема заключается в том, что она не только ограничивала конкуренцию, но и влияла на финансовую стабильность и эффективность экономики. В условиях глобализации сегодняшнего мира, когда открытие границ и свободное движение товаров становятся нормой, изучение опыта СССР помогает понять, как последствия государственной монополии на внешнюю торговлю могут отразиться на современных государствах [1].
Монополизация проявлялась в том, что внешнеэкономическая деятельность контролировалась государством через всевозможные внешнеэкономические объединения, такие как Внешторг, которые отбирали и распределяли экспортные и импортные контракты. В результате этого страна столкнулась с несколькими основными проблемами: недостатком товаров и услуг, зависимостью от одного или несколькими внешними рынками и отсутствием инноваций. Это негативно влияло на конкурентоспособность страны, и в конечном итоге стало одной из причин экономического кризиса в конце 1980-х годов.
Возьмём на рассмотрение отрицательную сторону монополизации – дефицит товаров. В условиях монополии возможности для проявления предпринимательской деятельности снижаются, так как государство сосредотачивает в своих руках внешнеторговый обмен. Учитывая то, что восьмидесятые годы во всём мире — культ потребления, население сталкивалось с проблемой нехватки товара, что в свою очередь приводило к неудовлетворению потребностей. Несомненно, в СССР производилась качественная одежда, но она не соответствовала модным стандартам, брендовые вещи могли носить люди, которые считались «выездными»: переводчики, спортсмены, музыканты, артисты. По этой причине, иностранные товары ввозились контрабандой, люди шли на большой риск. Также был еще один способ приобретения импортных товаров, в 1961 году были созданы магазины «Берёзка», в которых можно было приобрести американские джинсы, японские магнитофоны, итальянские сапоги, автомобили, редкие книги. В большинстве данные магазины располагались в крупных городах, таких как Москва, Ленинград, куда приезжало большинство иностранцев и туристов и продавали свои товары. Окончательно монополия государства на осуществление внешнеторговых и валютных операций была ликвидирована с введением Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», и государство взяло курс на последовательную либерализацию внешнеторговой политики. Указ позволил частным фирмам заключать внешнеторговые сделки, что привело к увеличению товаров на рынке и удовлетворению потребностей населения.
Современное общество может извлечь несколько уроков из опыта монополизации внешней торговли в СССР [2]. Для преодоления подобных кризисов, ключевыми решениями могли бы стать:
- Либерализация внешнеэкономической политики: Реформа системы внешней торговли, включающая участие частных компаний, может способствовать гораздо большему разнообразию товаров и услуг, а также повышению их качества благодаря конкурентной среде.
- Инновационные подходы: Внедрение современных технологических решений и поддержка стартапов могли бы значительно улучшить экономическое положение страны, стимулируя производство и спрос на внутреннем рынке.
- Диверсификация внешнеэкономических связей: Устранение зависимости от одного или нескольких рынков путем поиска новых партнеров позволит снизить риски и укрепить экономическую безопасность.
В заключение можно сделать вывод, что монополизация внешней торговли во времена СССР иллюстрирует сложные взаимосвязи между политикой, экономикой и инновациями [3]. Анализируя этот опыт, современное общество может избежать повторения аналогичных ошибок и построить более устойчивую и эффективную экономическую модель для будущего, на основе многополярности мировой экономики.
Список использованных источников:
- Конфликт двух интеграций : Библиотека Института современного развития / А. Н. Спартак, Е. Ю. Винокуров, С. А. Кулик [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2015. – 241 с. – ISBN 978-5-9906244-0-5.
- Спартак А. Н. Новый этап регионализации: основное содержание, вызовы для многосторонней торговой системы и постсоветской интеграции // Международная торговля и торговая политика. – 2016. – № 2(6). – С. 8-27.
- Арский А. А. Изучение возможности альтернативного развития событий истории таможенного дела и таможенной политики России в учебном процессе // Маркетинг и логистика. – 2016. – № 5(7). – С. 13-17.
УДК 339.5
Ковалёва Д. Р. — студент международно-правового факультета, ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации», Москва, Россия.
E-mail: dkowalyova@gmail.com
Научный руководитель: Арский А. А., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации», Москва, Россия.
Monopolization of foreign trade of the USSR — causes and consequences
Kovaleva D. — student of the international law faculty, “Russian Foreign Trade Academy Ministry of economic development of the Russian Federation”, Moscow, Russia.
Scientific supervisor: Arskiy A., PhD in Economics, Associate professor, Associate professor of the Department of International Trade and foreign trade of the Russian Federation, “Russian Foreign Trade Academy Ministry of economic development of the Russian Federation”, Moscow, Russia.
Annotation: the article presents an analysis of the practice of functioning of foreign trade relations in the USSR on the basis of state monopoly. The experience of formation of trade relations of individuals with specialized trading enterprises and factors that influenced the development and transformation of all foreign trade of the USSR and later the Russian Federation are studied.