Некоторые аспекты методики преподавательской деятельности в условиях процесса цифровизации
Жильцов Денис Анатольевич
Аннотация: в статье представлена авторская методика преподавания дисциплины «Интернет-маркетинг» с выделением целей, задач, компетенций, необходимых для студентов вузов и с учетом всё более развитого процесса цифровизации в учебном плане различных направлений и профилей как для студентов бакалавриата, так и магистратуры.
Процесс глобализации проникает в сферу высшего образования всё стремительнее, что за собой влечет развитие и внедрение таких дисциплин, как «Интернет-маркетинг», и различных форм обучения, в том числе в онлайне. В России бурными темпами развивается онлайн-обучение в коммерческой сфере, а в сфере высшего образования данный процесс внедрения и развития тормозится по многим причинам. Способствовать динамичному развитию цифрового обучения призван государственный Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который внедряется в российских вузах уже сейчас и будет финишировать в 2024 году [4]. В учебных планах разных направлений и профилей всё чаще появляется дисциплина «Интернет-маркетинг», либо «Цифровой маркетинг». Это обусловлено тем, что процесс цифровизации плотно вошел в нашу жизнь особенно в свете последних событий, связанных с изоляций городов и стран, а потому является актуальным и востребованным [1]. Специалистов в интернет-маркетинге в сфере высшего образования недостаточно, так как средний возраст вузовских преподавателей очень высок, а молодые кадры, владеющие основами интернет-маркетинга, предпочитают трудиться в коммерции. Необходимо отметить, что в некоторых вузах специалисты-практики преподают цифровые дисциплины, но чаще в виде приглашенных спикеров на мастер-классах [2, 3]. Всё вышеперечисленное и обусловило выбор темы научного исследования и подтверждает его актуальность.
В статье в помощь преподавателям будет представлена методика преподавания дисциплины «Интернет-маркетинг» на примере одной из тем [7]: «Продвижение по трафику в системах контекстной рекламы», которая включает в себя лекции и семинары; что представляет собой новизну исследования.
Итак, при форме занятия трудоемкостью из 4 академических часов (по 2 часа лекция + семинар) важно учесть алгоритм плана занятия, включающего в себя: введение (представление лектора и дисциплины), регламент занятия, краткое содержание лекции-семинара, содержательная часть занятия, выводы и ответы на вопросы студентов, заключительная часть.
В самом начале занятия необходимо объявить цель занятия, например: цель — ознакомить с главными составляющими сайта, раскрыть цели и инструменты продвижения сайта, на основе чего показать, как выстраивается система интернет-продвижения. Далее обозначить образовательные задачи [5, 6]: знать главные составляющие сайта: программная часть, дизайн и контент; уметь анализировать инструменты продвижения сайта для выстраивания системы интернет-продвижения; владеть навыками грамотного управления инструментами интернет-маркетинга под наиболее оптимальный бюджет организации.
Образовательными задачами не заканчивается процесс преподавания дисциплины, важно преподавателю обозначить для себя также воспитательные задачи и задачи по развитию компетенций индивидуально по каждому студенту. Воспитательными задачами могут быть: формирование профессиональных качеств менеджера по интернет-маркетингу, развитие способностей по интернет-продвижению сайта под нужды малого бизнеса. Задачами по развитию компетенций могут быть: готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента; способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации; умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею.
В таблице 1 представлен план занятия исходя из вида: лекция и семинар-дискуссия по два академических часа.
Таблица 1 – План лекционных и семинарских занятий по дисциплине «Интернет-маркетинг» теме «Фундамент рекламной кампании: составление семантического ядра»
План занятия | Методика | Трудоемкость |
Введение | Представление преподавателя, самопрезентация.
Ознакомление с группой. Объяснение, где можно взять презентацию семинара. Представление списка литературы по курсу. Объявление регламента занятия. Разъяснение по домашним заданиям. Представление содержания темы семинара. |
10 мин. |
Вопросы для обсуждения и кейсы | Вопросы для обсуждения задаются по ходу семинара для активизации студентов. Кейсы рассматриваются в конце занятия. | 30 мин. (на все три темы занятий) — по 2 мин. на каждый вопрос / ответ одного студента. |
Раскрывается содержание лекции-семинара | Метод обучения: пассивный.
Представляется план: — Введение. Терминология; — Фундамент рекламной кампании: составление семантического ядра; — Оценка бюджета и выбор стратегии размещения; — Структура рекламной кампании; — Составление объявлений. |
2 мин. |
Лекция: «Введение. Терминология» | Метод обучения (активный): лекция, наглядная работа с презентацией, работа с книгой.
Форма проверки подготовленности студентов к занятию: входящее тестирование. Метод контроля усвоенных знаний: устный, ответы на контрольные вопросы. Методы стимулирования: выставление баллов за ответы на вопросы. Раскрываются понятия: — Контекстная реклама; — Семантическое ядро; — Медиаплан; — ROI. |
10 мин.
|
Лекция-семинар:
Тема 1. «Фундамент рекламной кампании: составление семантического ядра» |
Метод обучения (интерактивный): лекция, семинар, наглядная работа с презентацией, ответы на вопросы, тесты, групповое решение кейса.
Форма проверки подготовленности студентов к занятию: контрольные вопросы. Метод контроля: устный, ответы на вопросы, решение тестов и кейса в группе. Методы стимулирования: выставление баллов за ответы на вопросы/тесты, активность на семинаре, умение работать в группе над кейсом. Форма организации студентов к решению кейса: разделение на группы, определение ролей в группе, объявление регламента и оценки (количество баллов за решение кейса). Разделы темы лекции-семинара: — Источники для составления семантического ядра; — Виды запросов; — Оценка бюджета и выбор стратегии размещения; — Структура рекламной кампании; — Составление объявлений. Форма самостоятельной организации работы студентов: внеаудиторная домашняя работа, состоящая из двух контрольных вопросов, трех тестов, кейса. |
60 мин. |
Лекция-семинар:
Тема 2. «Внутренняя оптимизация сайта» |
Метод обучения (интерактивный): лекция, семинар, наглядная работа с презентацией, ответы на вопросы, тесты, групповое решение кейса.
Форма проверки подготовленности студентов к занятию: контрольные вопросы. Метод контроля: устный, ответы на вопросы, решение тестов и кейса в группе. Методы стимулирования: выставление баллов за ответы на вопросы/тесты, активность на семинаре, умение работать в группе над кейсом. Форма организации студентов к решению кейса: разделение на группы, определение ролей в группе, объявление регламента и оценки (количество баллов за решение кейса). Разделы темы лекции-семинара: — Основные параметры оптимизации сайта; — Внутренняя оптимизация. Форма самостоятельной организации работы студентов: внеаудиторная домашняя работа, состоящая из двух контрольных вопросов, трех тестов, кейса. |
60 мин. |
Лекция-семинар. Тема 3. «Показатели эффективности рекламных интернет-кампаний» | Метод обучения (интерактивный): лекция, семинар, наглядная работа с презентацией, ответы на вопросы, тесты, групповое решение кейса.
Форма проверки подготовленности студентов к занятию: контрольные вопросы. Метод контроля: устный, ответы на вопросы, решение тестов и кейса в группе. Методы стимулирования: выставление баллов за ответы на вопросы/тесты, активность на семинаре, умение работать в группе над кейсом. Форма организации студентов к решению кейса: разделение на группы, определение ролей в группе, объявление регламента и оценки (количество баллов за решение кейса). Разделы темы лекции-семинара: — Отслеживание эффективности; — Работа с данными статистики; — Плановый анализ и доработка кампаний; — Определение ROI; — Индекс эффективности; — Операционная прибыль; — SEO-расчет; — Автоматизация расчетов. Форма самостоятельной организации работы студентов: внеаудиторная домашняя работа, состоящая из двух контрольных вопросов, трех тестов, задания или кейса (выбор варианта домашней работы представляется в методических указаниях, которые размещаются на форуме портала университета лектором для студентов данного курса). |
60 мин. |
Выводы и ответы на вопросы студентов | Подведение итогов занятия, акцентирование на главных аспектах лекции, подведение итогов оценки знаний студентов (подсчет общего количества баллов за правильные ответы на вопросы/тесты/решение кейса), ответы на интересующие вопросы студентов.
Раздача домашних заданий студентам и определение тематики будущей лекции (прочитать темы № 2 и №3 компьютерной обучающей программы (КОПР) на портале университета, на форуме скачать презентацию лекции-семинара, решить домашнее индивидуальное задание и выслать его посредством портала университета на почту лектору). |
6 мин. |
Ход занятия: | Введение (представление лектора и дисциплины), регламент, краткое содержание лекции-семинара, содержательная часть занятия, выводы и ответы на вопросы студентов, заключительная часть.
При проведении занятий лектор формируют у студентов активную жизненную позицию, патриотизм и ответственность за принимаемые управленческие решения. |
— |
Заключение | Заключительное слово преподавателя, мотив к изучению интернет-маркетинга как самого важного инструмента продвижения в глобальной экономике, а также возможностями открытия собственного малого бизнеса уже в студенчестве. | 2 мин. |
Bтак, учебный процесс на всех ступенях обучения создает много сложных и трудных проблем, требующих от преподавателя высшей школы постоянного, обоснованного и рационального их решения, усугубляется это тем обстоятельством, что преподаватель высшей школы сочетает в себе ученого-специалиста, педагога и практика [4], а потому важно помнить о том, что нужно выпустить на рынок труда не только выпускника-профессионала, но и высокоразвитую личность, поэтому в алгоритме занятия обязательно необходимо обозначать не только образовательные задачи, но и воспитательные с учётом специфики современной дисциплины «Интернет-маркетинг».
Список использованной литературы:
- Арский А.А. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Вестник университета (Государственный университет управления). Государственный университет управления. – М.: № 21, 2011. С. 132-134
- Арский А.А. Образовательный кластер. Особенности организации практики молодых специалистов. Материалы конференции. Международная научно-практическая конференция «Ценности и интересы современного общества». Правовые и гуманитарные ценности современного общества. Часть 1 // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2015. – с. 66-68.
- Арский А.А. Институт наставников в образовательных кластерах // Мир современной науки. – М.: № 4, 2015. – с. 31–33.
- Жильцова О.Н. О воспитательных и социальных функциях преподавателя в условиях цифрового пространства / Цифровое пространство: экономика, управление, социум: Сборник научных статей I Всероссийской научной конференции. — Смоленск: Смол. гос. ун-т, 2019. — с. 75-79.
- Интернет-маркетинг. Учебник для академического бакалавриата под общ. ред. О. Н. Романенковой. — М. : Юрайт, 2014. — 288 с.
- Романенкова О.Н. Выездные семинары как метод «погружения» в профессиональную среду // Стратегия развития высшего и среднего профессионального образования в России: в 3 ч. Ч.2 / под ред. д.э.н., проф. Л.И. Гончаренко, к.пед.н. Н.Л. Гунявиной. – М.: Финансовый университет, 2014. – с. 199-201.
- Формирование и развитие интернет-рекламы в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций: теория и практическая реализация: Монография / О.Н. Романенкова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 140 с.
- Романенкова О.Н. Новые формы организации коммерческой деятельности в современных условиях удаленного доступа // Экономика. Бизнес. Банки. – М.: Издательство: Русско-итальянский международный университет (Институт), 2013. — № 4 (5). — c. 92-99.
УДК 378.14
Жильцов Д. А. — редактор журнала «Маркетинг и логистика», генеральный директор ООО «Агентство интернет-маркетинга «Про Инет», Москва, Россия
e-mail: denis@proinet.ru
Some aspects of teaching methods in the context of the digitalization process
Zhiltsov D. — editor of scientific journal «Marketing and Logistics», General Director of Internet Marketing Agency «Pro Inet», Moscow, Russian Federation
Annotation: The article presents the author’s methodology for teaching the discipline «Internet marketing» with the identification of goals, objectives, competencies necessary for university students and taking into account the increasingly developed digitalization process in the curriculum of various directions and profiles for both undergraduate and graduate students.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Жильцов Д. А. Некоторые аспекты методики преподавательской деятельности в условиях процесса цифровизации // Маркетинг и логистика. – 2020. – 4 (30). — с. 30-37.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».