Ольга Жильцова прокомментировала изданию «Известия» актуальную тему «От заката до просвета: в России отказываются от Болонской системы»

29 мая 2022 г. эксперт Ольга Жильцова прокомментировала изданию «Известия» актуальную тему «От заката до просвета: в России отказываются от Болонской системы».

Известия

Ольга Жильцова прокомментировала изданию «Известия» актуальную тему «От заката до просвета: в России отказываются от Болонской системы»

«В свою очередь, кандидат экономических наук и доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве России Ольга Жильцова отмечает, что переход на Болонскую систему образования в 2003 году был скорее вынужденным, а не желаемым шагом. — Членство в ВТО принуждало нашу страну встраиваться в единое глобальное пространство. Вызовы вхождения в Болонский процесс были очевидными и вызвали волну противостояния со стороны научного сообщества, которое выступало в защиту классического образования в России по модели «школа – пятилетний специалитет» с дальнейшей аспирантурой при желании развиваться в науке, — рассказывает эксперт».

Более подробно мнение О.Н. Жильцовой: «Переход на болонскую систему образования в 2003 году для России был шагом вынужденным, а не желаемым. Членство в ВТО принуждало нашу страну встраиваться в единое глобальное пространство. С одной стороны, у вузов появилась возможность без каких-либо трудностей обмениваться опытом через систему образования единого пространства с введением двухуровневой системы образования бакалавриат-магистратура, тем самым повышая мобильность студентов посредством введения кредитной системы ECTS. С другой стороны, вызовы вхождения в болонский процесс были очевидными и вызвали волну противостояния  со стороны научного сообщества, которое выступало в защиту классического образования в России «школа — специалитет (5 лет)», а далее при желании развиваться в науке можно было, поступив в аспирантуру. По итогам прошедших 19 лет экспериментов внедрения болонской системы аспирантура обесценилась, так как была превращена в третью ступень образования и одновременно произошел сдвиг в практическую деятельность, которая была закреплена в образовательном процессе, начиная со времен СССР, за средне-профессиональным образованием — училищами и  колледжами. И, как следствие, высшее образование в России получило низкий имидж (при этом одновременно обеспечило привлекательность европейской системы образования и отток студентов в страны ЕС), произошло обесценивание научной степеней кандидата наук, и самое важное – Россия обеспечила рынок труда Евросоюза своими лучшими выпускниками, лишив собственных работодателей высококвалифицированных кадров».