Оптимизация таможенного оформления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в рекламных и маркетинговых целях

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: статья посвящена направлениям совершенствования ввоза товаров в Российскую Федерацию в качестве рекламных образцов. В статье проведен анализ положений таможенного законодательства в области таможенного оформления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в рекламных и маркетинговых целях. Автором выявлены актуальные проблемы в указанной области, а также даны конкретные рекомендации по решению этих проблем.

Внешнеторговая деятельность является одной из основных сфер экономики любого государства на современном этапе, в рамках которой осуществляется перемещение товаров через таможенные границы. Направлениями внешнеторговой деятельности являются импорт и экспорт товаров [1]. В Российской Федерации (далее — РФ) традиционно высокую значимость представляет импорт товаров, что обусловлено необходимостью обеспечения потребностей населения страны и хозяйствующих субъектов иностранными товарами, аналоги которых не производятся в РФ либо производятся в недостаточных объемах.

Высокая значимость импорта товаров в РФ легко прослеживается по данным таможенной статистики. Так, в 2019 году объемы импорта составили 244,3 млрд. долл. США (37% внешнеторгового оборота РФ). В период с 2015 по 2019 гг. объемы импорта выросли на 34%, показывая ежегодный стабильный рост (рис. 1). При этом важно отметить, что в импорте товаров в РФ преобладает продукция с высокой добавленной стоимостью.

Объемы импорта товаров в РФ

Рисунок 1 — Объемы импорта товаров в РФ в 2015-2019 гг., млн. долл. США [2]

Как правило, на практике импорт товаров имеет чисто коммерческий характер, т.е. товары ввозятся в РФ для дальнейшей реализации на внутреннем рынке и получения прибыли. В данном контексте важным аспектом является наличие спроса на иностранную продукцию на внутреннем рынке. В этой связи многие организации до ввоза основной коммерческой партии осуществляют ввоз рекламных образцов в целях проведения анализа будущего спроса на продукцию [3]. При этом на практике зачастую не учитываются особенности таких поставок, что приводит к совершению множества ошибок, которые значительно ухудшают прибыльность коммерческих сделок. Вышеизложенные положения обусловили актуальность данной статьи.

Рассмотрим особенности таможенного оформления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в рекламных и маркетинговых целях (рис. 2).

 Порядок таможенного оформления товаров

Рисунок 2 — Порядок таможенного оформления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в рекламных и маркетинговых целях

  1. Заключение и оформление сделки.

Сделки с товарами, ввозимыми в РФ в рекламных и маркетинговых целях, могут оформляться в виде классической сделки купли-продажи путем подписания обеими сторонами контракта и выдачи продавцом коммерческого инвойса. Однако зачастую такие сделки оформляются в упрощенном виде без заключения контракта [4]. В этом случае со стороны поставщика (продавца) необходимо оформление проформы-инвойса. При этом отметим, что рекламные образцы могут поставляться в рамках:

  • возмездной коммерческой поставки, т.е. покупатель оплачивает продавцу стоимость рекламных образцов. В этом случае продавец указывает в проформе-инвойсе реальную стоимость рекламных образцов, которую обязан оплатить покупатель;
  • безвозмездной поставки, когда отправитель бесплатно передает получателю рекламные образцы в маркетинговых целях, т.е. в целях продвижения продукции на внутреннем рынке РФ. В этом случае отправитель указывает в проформе-инвойсе примерную среднерыночную стоимость рекламных образцов с указанием фразы «для таможенных целей»; такие действия позволят в дальнейшем упростить таможенное оформление рекламных образцов.
  1. Выбор таможенной процедуры.

Товары, ввозимые в РФ в рекламных и маркетинговых целях, помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в рамках которой товары находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими. Условиями помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления являются уплата таможенных платежей, а также соблюдение запретов и ограничений [5].

Рекламные образцы могут помещаться и под иные процедуры, например, под процедуру временного ввоза, но в рамках иных процедур действуют серьезные ограничения по владению, пользованию и (или) распоряжению товарами.

  1. Таможенное декларирование рекламных образцов.

В рамках таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления товары должны быть задекларированы путем подачи таможенному органу декларации на товары (ДТ). Общий порядок заполнения ДТ изложен в Решении Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257. В контексте настоящей статьи отметим особенности таможенного декларирования рекламных образцов [6, 7, 8]:

  • в первом подразделе графы 24 ДТ «Характер сделки» указывается код «018» (безвозмездная поставка рекламных образцов). Если рекламные образцы ввезены в рамках возмездной сделки купли-продажи, тогда в первом подразделе графы 24 ДТ указывается код «010»;
  • в графе 31 ДТ под номером 1 после наименования товара указывается фраза «предназначены для использования в рекламных и маркетинговых целях»;
  • во втором подразделе графы 37 ДТ «Процедура» указывается код «021» (рекламные материалы и сувенирная продукция, не подлежащие возврату);
  • в графе 44 ДТ «Представленные документы» под кодом «03011» указываются реквизиты контракта (если есть), под кодом «04025» указываются реквизиты проформы-инвойса.
  1. Соблюдение запретов и ограничений.

Как уже было отмечено, условиями помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления являются уплата таможенных платежей, а также соблюдение запретов и ограничений. Таможенные платежи должны быть уплачены независимо от условий сделки, характеристика которых дана выше. Что касается соблюдения запретов и ограничений, отметим, что на таможенной территории ЕАЭС применяются [9]:

  • меры нетарифного регулирования;
  • меры технического регулирования;
  • санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры;
  • меры экспортного контроля;
  • радиационные требования.

При ввозе в РФ рекламных образцов перечисленные меры применяются в общеустановленном порядке, за исключением мер технического регулирования.

По общему правилу меры технического регулирования применяются в отношении иностранной продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов. В настоящее время меры технического регулирования применяются в отношении более 70% категорий товаров. В целях подтверждения соблюдения мер технического регулирования необходимо:

  • представить таможенному органу документ об оценке соответствия требованиям технических регламентов (или сведения о нем): сертификат соответствия или декларацию о соответствии [10]. Эти документы указываются в графе 44 ДТ под кодом «01191»;
  • нанести на ввозимые товары единый знак обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза «EAC» (рис. 3).
ЕАЭС

Рисунок 3 — Изображение единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС [11]

Если иностранные товары ввозятся в РФ в рекламных и маркетинговых целях, не подлежат дальнейшей реализации на внутреннем рынке, меры технического регулирования не применяются. Другими словами, в отношении рекламных образцов не требуется оформление документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов, а также нанесение единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС.

Таким образом, прибыльность импортных коммерческих сделок зависит от уровня спроса на иностранную продукцию на внутреннем рынке РФ. В целях изучения такого спроса целесообразно осуществлять ввоз рекламных образцов с учетом особенностей таможенного оформления подобных поставок.

В целом, практическая реализация изложенных в статье рекомендаций позволит ускорить таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в рекламных и маркетинговых целях, а также повысить прибыльность коммерческих сделок.

Список использованной литературы:

  1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: Учебное пособие / Т.М. Воротынцева, Т.Н. Сауренко, М.Б. Худжатов. — М.: Изд-во РУДН, 2018. — 244 с.
  2. Таможенная статистика: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/statistic (дата обращения: 15.08.2020).
  3. Рекламная деятельность: Учебник и практикум / Синяева И.М., Жильцова О.Н., Жильцов Д.А. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 233 с.
  4. Арский А.А. Ценообразование во внешней торговле // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2018. – № 3. – с. 42-46.
  5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.08.2020).
  6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.08.2020).
  7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.08.2020).
  8. Приказ ФТС России от 21.08.2007 N 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.08.2020).
  9. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: Учебное пособие / Воротынцева Т.М., Сауренко Т.Н., Худжатов М.Б. — М.: Изд-во РУДН, 2020. — 114 с.
  10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.08.2020).
  11. Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.08.2020).

УДК 339.562

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Optimization of customs clearance of goods imported into the Russian Federation for advertising and marketing purposes

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Annotation: The article is devoted to the directions of improving the import of goods into the Russian Federation as advertising samples. The author analyzes the provisions of customs legislation in the field of customs clearance of goods imported into the Russian Federation for advertising and marketing purposes. The author identified current problems in this area, and gave recommendations for solving these problems.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Оптимизация таможенного оформления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в рекламных и маркетинговых целях // Маркетинг и логистика. – 2020. – 4 (30). — с. 44-52.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».