Особенности построения цепочек поставок импорта промышленного оборудования КНР в Российскую Федерацию
Азарова Мария Сергеевна
Аннотация: в статье рассматриваются ключевые проблемы и перспективы развития цепочек поставок в Российскую Федерацию импортного промышленного оборудования китайского производства в современных условиях. Анализируются факторы, влияющие на логистику, в том числе влияние санкционных ограничений, санитарно-эпидемиологические ограничения. Особое внимание уделяется диверсификации локализации производства и цифровизации цепочек поставок как основным направлениям минимизации рисков. В статье определяются перспективы, которые, по мнению автора, могут значительно улучшить ситуацию с поставками промышленного оборудования в Российскую Федерацию.
В последние годы сотрудничество между Китайской Народной Республикой (далее — КНР) и Российской Федерацией (далее — Россия) приобретает особое значение на фоне глобальных изменений, вызванных экономическими и политическими факторами. Оба государства, обладая обширными ресурсами, стремятся к углублению своих отношений, что выражается в росте взаимного обмена товарами и услугами [2].
КНР, являясь одной из крупнейших экономик мира, занимает важное место в системе внешнеэкономических связей России. С 2015 года объем товарооборота между двумя странами стабильно увеличивается, достигнув рекордных показателей.
В последние годы наблюдается заметный рост интереса к вопросам закупки и импорта промышленного оборудования, особенно в контексте усиливающегося сотрудничества между КНР и Россией. В 2022 году объем импорта промышленного оборудования из КНР достиг около 15 миллиардов долларов США, что на 30% больше по сравнению с предыдущим годом. За январь 2025 года объем импорта промышленного оборудования из КНР в Россию увеличился на 33% и достиг $1,03 млрд по итогам исследования данных государственного таможенного управления КНР.
Основными группами промышленного оборудования являются:
- Оборудование для энергетики: турбины, генераторы, трансформаторы, солнечные панели, ветряные электростанции.
- Нефтегазовое оборудование, включающее в себя буровые установки, насосы, компрессоры, трубы, оборудование для переработки нефти и газа.
- Машиностроительное оборудование. В эту категорию входят такие виды оборудования, как станки, прессы, промышленные роботы, линии для производства автомобилей и других товаров.
- Строительное оборудование, например экскаваторы, бульдозеры, краны, бетономешалки.
- Электроника и оборудование для телекоммуникаций. Компьютеры, серверы, сетевое оборудование, компоненты для связи.
- Медицинское оборудование, чаще всего это аппараты для диагностики, лабораторное оборудование, медицинские инструменты, такие как МРТ и КТ.
- Транспортное оборудование. Железнодорожные вагоны, локомотивы, запчасти для автомобилей и авиатехники – основные виды промышленного оборудования в транспортной категории, которые КНР импортирует в Россию.
- Оборудование для легкой промышленности. В эту категорию входят текстильные станки, оборудование для производства обуви, упаковочные машины.
- Сельскохозяйственное оборудование, такое как тракторы, комбайны, ирригационные системы, оборудование для переработки сельхозпродукции.
К сожалению, в связи с развитием перспективного сотрудничества, КНР и Россия также сталкиваются с множеством трудностей [3].
Одной из основных сложностей остается проблема протяженности логистических цепей и доставок, особенно в условиях сложной транспортной инфраструктуры России. Многие регионы страны, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, имеют недостаточно развитую сеть автомобильных дорог, что приводит к увеличению времени доставки, росту затрат на транспортировку и повышению рисков повреждения грузов.
Кроме того, многие компании сталкиваются с проблемами в организации межграничных перевозок. Использование различных транспортных компаний и необходимость согласования между ними может стать источником дополнительных задержек и путаницы в документах.
Санкции также значительно повлияли на финансовую составляющую цепочек поставок. Введение ограничений на использование международных платежных систем, таких как SWIFT привело к необходимости разработки альтернативных способов оплаты, блокчейн-технологии и использование напиональных валют.
Также одной из проблем является нестабильность в санитарно-эпидемиологическом контроле в КНР. Свиной грипп (HINI), Птичий грипп H5N1 (HPAI A(H5N1). Пандемия Covid-19 оказали значительное влияние на внешнюю торговлю по всему миру, включая внешнюю торговлю КНР и России, а, следовательно, и поставки промышленного оборудования.
Однако, несмотря на существующие проблемы, КНР и Россия продолжают развивать двустороннее сотрудничество, включая увеличение инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, что может существенно изменить ситуацию и улучшить условия грузоперевозок.
Расширение расчетов в юанях и рублях значительно улучшит финансовую ситуацию, касательно импорта промышленного оборудования.
По словам Президента России В.В. Путина, доля рубля и юаня в российско-китайских коммерческих операциях уже превышает 90%. Поэтому, в дальнейшем возможен полный переход на расчет с помощью юаня и рубля.
Строительство новых железнодорожных веток, например, Китай — Кыргызстан — Узбекистан, который будет являться альтернативой традиционному маршруту через Казахстан. Это позволит диверсифицировать грузопотоки, снизив зависимость от казахстанского транзита, сократить расстояния для поставок из западного Китая в Узбекистан, а также увеличить пропускную способность на направлении КНР — ЕАЭС — Европа.
Перенос производства в страны ЕАЭС, такие как Казахстан и Беларусь, позволит снизить таможенные барьеры, ускорить перевозки, оптимизировать издержки.
Таким образом, можно сказать, что, несмотря на существующие трудности, сотрудничество между КНР и Россией в сфере промышленного оборудования имеет значительный потенциал.
Успешная реализация инфраструктурных и финансовых инициатив позволит создать устойчивые цепочки поставок, снизить зависимость от западных рынков и обеспечить российскую промышленность необходимым технологиями и оборудованием. Особый интерес представляет развитие трехсторонних торговых связей, например, при использовании транзитного потенциала Монголии, которая в последнее время втягивается в орбиту международных интересов КНР и России (строительство транзитного газового трубопровода из России в КНР) [4]. Кроме того, полезным будет и трансграничное сотрудничество, которое может быть реализовано на базе свободных экономических зон сопредельных с государственной границей России и КНР. Здесь интерес может представлять микроэлектроника, программное обеспечение для промышленного оборудования и комплектующие узлы [5].
Список использованных источников:
- Росстат https://rosstat.gov.ru/folder/12879 [Электронный документ] Дата обращения – 30.03.2025
- Erokhin, V., Endovitsky, D., Bobryshev, A., Kulagina, N., & Ivolga, A. (2019). Management Accounting Change as a Sustainable Economic Development Strategy during Pre-Recession and Recession Periods: Evidence from Russia. Sustainability, 11(11), 3139. https://doi.org/10.3390/su11113139.
- Конфликт двух интеграций : Библиотека Института современного развития / А. Н. Спартак, Е. Ю. Винокуров, С. А. Кулик [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2015. – 241 с. – ISBN 978-5-9906244-0-5. – EDN VYORJT.
- Арский А. А. Трансграничное сотрудничество Российской Федерации и КНР в области органической продукции // Маркетинг и логистика. – 2020. – № 1(27). – С. 5-11. – EDN MYLHCP.
- Арский А. А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – 2015. – № 3(31). – С. 48-51. – EDN UDOULL.
УДК 339
Азарова М. С. — студентка 4-го курса бакалавриата Факультета экономистов-международников, ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли», Москва, Россия.
E-mail: azarova.maria03@mail.ru
Научный руководитель: Арский А. А., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли», Москва, Россия.
Features of the construction of supply chains for the import of industrial equipment from China to the Russian Federation
Azarova M. — 4th year undergraduate student of the Faculty of international economists of the Russian foreign trade academy, Moscow, Russia.
Scientific supervisor: Arskiy A., PhD in economics, associate professor, associate professor of the Department of international trade and foreign trade of the Russian Federation, Russian foreign trade academy, Moscow, Russia.
Annotation: The article examines the key problems and prospects for the development of supply chains to the Russian Federation of imported industrial equipment of Chinese manufacture in modern conditions. Factors influencing logistics, including the impact of sanctions restrictions, sanitary and epidemiological restrictions are analyzed. Particular attention is paid to the diversification of production localization and digitalization of supply chains as the main areas of risk minimization. The article identifies prospects that, in the author’s opinion, can significantly improve the situation with the supply of industrial equipment to the Russian Federation.