Повышение эффективности функционирования складов временного хранения

Царева Мария Игоревна

Быстрова Юлия Сергеевна

Аннотация: в данной статье изучаются новые подходы к технологиям, применяющимся в международной логистике складов временного хранения. Представлены решения по улучшению работы со складскими документами, обозначена важность наличия интернет-соединения и правильного использования полезной площади склада.

Международная логистика регулярно и активно развивается, что становится причиной для поставщиков и заказчиков начинать разрабатывать ранее не известные и комфортные для обеих сторон правила для взаимодействия. На данном этапе торгово-экономических отношений развитие околотаможенной инфраструктуры нужно для успешного функционирования в нынешних рыночных условиях.

Так, для импортных товаров на период прохождения таможенного контроля необходимы специализированные площадки, где возможно без лишних опасений хранить товары и не волноваться за их безопасность. Этим специализированным местом как раз и является склад временного хранения — СВХ.

Склад временного хранения (далее СВХ) — это специально оборудованное здание или открытая территория для содержания грузов, перемещаемых через границу Российской Федерации, до завершения прохождения всех таможенных процедур. Перевозчик оплачивает услугу въезда на склад и стоянки на его территории, а кроме того, разгрузку/погрузку товаров и их хранение.

Экспорт и импорт всегда занимали и продолжают занимать важнейшую роль в экономике государства, их объем с каждым годом только растет, что указывает на необходимость создания и благоустройства достаточного количества складов временного хранения, которые будут отвечать всем требованиям и тенденциям времени, с учетом растущих грузоперевозок с основными партнерами Российской Федерации – странами БРИКС и ЕАЭС. Это обстоятельство определяет актуальность поиска эффективных направлений совершенствования работы склада [1].

На склад временного хранения могут быть размещены иностранные товары, импортированные на таможенную территорию ЕАЭС. Временное хранение товаров осуществляется в течение двух месяцев, а максимальный срок не может быть больше четырех месяцев.

Склады временного хранения считаются одной из частей негосударственных таможенных услуг, способствующих упрощению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение.

Склады временного хранения могут быть открытого (Используется для хранения любых грузов, доступны для использования любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров) и закрытого типа (Предназначен для хранения определенных товаров, обычно используется владельцем склада).

В статье  357 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прописаны условия к обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения [2].

  • наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);
  • расположение помещений, предназначенных для склада временного хранения открытого типа, только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости;
  • наличие обустроенного места для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, позволяющего осуществлять таможенный досмотр в любое время года без нанесения ущерба досматриваемым товарам;
  • ограждение прилегающей территории, указанной в части 2 настоящей статьи. Если технологические особенности функционирования склада временного хранения делают невозможным либо нецелесообразным ограждение прилегающей территории, то по решению таможни указанная территория может быть обозначена в порядке, установленном для обозначения зон таможенного контроля;
  • ограждение либо обозначение на местности открытой площадки, если она используется в качестве склада временного хранения (учитывая специфику склада в зависимости от вида транспорта при перемещении товаров и транспортных средств от таможенной границы Российской Федерации до склада временного хранения);
  • территория склада временного хранения не должна включать объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы;
  • наличие на складе временного хранения обустроенного и специально приспособленного помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения (если на указанном складе предполагается хранение таких товаров);
  • наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения;
  • обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, необходимость, количество и тип которых таможенный орган устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом при соблюдении технических регламентов и национальных стандартов, действующих в Российской Федерации. Тип технических средств для проведения радиационного контроля, критерии принятия решений об их необходимости и о количестве определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  • наличие досмотровой рентгеновской техники, необходимость и количество которой таможенный орган устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом. Тип досмотровой рентгеновской техники, критерии принятия решений о ее необходимости и количестве определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  • наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на складе временного хранения, в частности на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки товаров, которые планируется хранить на складе временного хранения;
  • наличие автоматизированной системы учета товаров, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом;
  • наличие телефонной и факсимильной связи, оргтехники и множительной техники;
  • обеспечение возможности передачи таможенному органу в электронном виде сведений, содержащихся в отчетности о товарах, находящихся на складе временного хранения, и получения в электронном виде от таможенного органа сведений о выпуске товаров, находящихся на складе временного хранения;
  • наличие погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары, механические тележки, краны, подъемники и иная погрузо-разгрузочная техника);
  • наличие электронной системы размещения и учета товаров (для складов временного хранения, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров), совместимой с программными продуктами, используемыми таможенными органами, и позволяющей таможенному органу контролировать размещение и нахождение товаров в ячейках, а также проведение осмотров, измерений, пересчетов, взвешивания товаров работниками склада и лицами, обладающими полномочиями в отношении данных товаров с определением даты и времени проведения указанных операций;
  • склад временного хранения открытого типа должен располагаться в достаточной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей;
  • склад временного хранения должен располагаться в пределах неразрывной по периметру территории;
  • склад временного хранения не может располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов.

Данные требования предполагают их комплексную реализацию. В случае неудовлетворения одного из перечисленных выше требований, лицензия на осуществление деятельности склада временного хранения может быть отозвана.

В единой автоматизированной информационной системе обязаны использоваться только лицензионные ПС и ПС, которые сформированы специально в интересах работы СВХ и таможенных органов.

Работа современного СВХ неосуществима без использования современной компьютерной техники, средств связи, специальной таможенной техники. Так что мы бы отнесли к обязательным требованиям еще также и обязательное наличие скоростного безопасного и защищённого интернет-соединения на территории склада временного хранения, для возможности быстрого реагирования как владельца данного склада на обращения, поступающие от таможенных органов, так и в обратном порядке.  При этом безопасность соединения играет особо важную роль, так как конфиденциальные данные не должны попадать в руки злоумышленников.

Доступ к скоростному, безопасному интернету можно использовать для установки более работоспособной и автоматизированной системы видеонаблюдения, которая будет фиксировать соблюдение работниками всех норм и правил техники безопасности и условий трудового договора [3].

Также наличие стабильного, безопасного интернет соединения ускоряет работу самого склада, оформления всей необходимой документации и отчетности, которые в основном формируются с помощью программного обеспечения, которое требует доступа к  интернету. Сейчас большинство документов предоставляется в электронном виде, для их выгрузки нужен интернет, как и для отправления их на доработку или направления запросов на предоставление большего количества документов. Это повышает эффективность работы склада временного хранения, посредством того, что, ускоряя обмен данными мы можем быстро реагировать на информацию и соответственно уменьшить нагрузку на склад [4].

Также мы считаем, что для больших крытых частей складов временного хранения должны использоваться высокие стеллажи, если это целесообразно относительно потока поступающих на хранение товаров. А сам склад должен быть оснащен соответствующей погрузо-разгрузочной техникой, а точнее электрическими штабелерами, которые способны осуществлять необходимые операции, работы со стеллажами не менее 3 метров в высоту.

Для упрощения работы с документацией можно упразднить и  убрать некоторые графы при заполнении отчетов о принятие/ выдаче товаров (Форма ДО-1, ДО-2).

Так в ДО-1 и ДО-2, можно объединить такие ячейки, как «стоимость товаров в валюте указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах» с ячейкой «буквенный код валюты».

В ДО-2 должна присутствовать графа «Примечание», как это было в ДО-1, для полноценной передачи информации, ее сохранения, фиксирования замечаний по грузу и его изначальному состоянию на момент его поступления на склад временного хранения [5; 6].

Предполагается, что данные технологии будут способствовать эффективной и ускоренной работе 627 складов временного хранения, а также будут позволять сохранять полноту предоставленной информации, но и в дополнение ко всему этому использовать площади хранения с максимальной полезностью. Проблемы совершенствования управления складами временного хранения, необходимо подробно изучать не только в процессе профессионального обучения, но и при дальнейшей работе специалиста, например на курсах повышения квалификации [7].

Список использованных источников:

  1. Арский А. А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2022. – № 1. – С. 16-21. – DOI 10.37691/2311-5351-2022-0-1-16-21.
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  3. Арский А. А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – 2015. – № 3(31). – С. 48-51.
  4. Арский А. А. Стимулирование потребителей в секторе складского аутсорсинга // Экономика. Налоги. Право. – 2015. – № 4. – С. 63-67.
  5. Худжатов М. Б. Таможенные аспекты маркировки средствами идентификации иностранных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2021. – 6 (38). — с. 89-99.
  6. Худжатов М. Б. Анализ особенностей обязательной маркировки лекарственных препаратов, ввозимых на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2020. – №1 (27). — с. 63-75.
  7. Арский А. А. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Вестник университета. – 2011. – № 21. – С. 132-134.

УДК 339

Царева М. И. – студентка 5-го курса очно-заочного отделения направления «Таможенное дело» экономического факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», Москва, Россия.

Email: 1032191544@pfur.ru

Быстрова Ю. С. — студентка 5-го курса очно-заочного отделения направления «Таможенное дело» экономического факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», Москва, Россия.

email:1032197032@pfur.ru

Increasing the efficiency of temporary storage warehouses

Tsareva M. — 5th–year full-time and part-time student of the Customs Department of the Economics Faculty RUDN University, Moscow, Russia.

Bystrova J. — 5th-year full-time and part-time student of the Customs Department of the Economics Faculty RUDN, Moscow, Russia.

Annotation: this article examines new approaches to technologies used in international logistics of temporary storage warehouses. Solutions for improving work with warehouse documents are presented, the importance of having an Internet connection and the correct use of the useful warehouse area is highlighted.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Царева М. B., Быстрова Ю. С. Повышение эффективности функционирования складов временного хранения // Маркетинг и логистика. – 2024. – 2 (52). — с. 77-87.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».