Проблемы оптимальной локализации объектов логистической инфраструктуры

Арский Александр Александрович

Аннотация: в статье представлена авторская интерпретация проблем организации отраслевых логистических центров на основе агентного моделирования их оптимальной локализации. Формулируются проблемы оптимальной локализации и их рациональные решения. Делается вывод о необходимости применения агентного моделирования при проектировании и организации объектов логистической инфраструктуры территорий и тех отраслей которые на них размещены.

Необъятные просторы России и динамика развития ее отраслевых и социальных систем, определяет необходимость совершенствования логистической инфраструктуры, которая по своему назначению и сути, является обслуживающей подсистемой для данных систем.

К субъектам логистической инфраструктуры относится: складские комплексы, автотранспортные базы, гаражные комплексы, станции технического обслуживания, топливозаправочные станции, терминалы, пути сообщения и т.д. Все без исключения субъекты, комплексно, как и положено в системе, выполняют частные задачи, обеспечивающие движение материального потока товаров от производителей и импортеров до оптовых и розничных торговых предприятий, которые обеспечивают розничную торговлю с конечным потребителем. Проблема эффективности взаимодействия всех субъектов системы заключается в том, что по своей сути они представляют совокупность из самостоятельных суб-систем, каждая из которых управляется субъектом системы исходя из его целей, возможностей и практического опыта. Таким образом, при сопряжении суб-систем, возникают технические, экономические и даже социальные конфликты. Данные конфликты снижают общую экономическую эффективность системы и лишают отечественную экономику конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынке.

В связи с вышеизложенным, актуальным направлением исследований в области совершенствования логистических систем, является поиск решений, снижающих издержки всех типов и гармонизирующих отношения между субъектами системы в бизнес-среде.

Рациональным направлением снижения логистических издержек, образуемых в результате реализации транспортно-складских процессов в системе, является оптимальная локализация складов, образующих логистические центы. Логистические центры, являются ключевыми элементами логистической инфраструктуры. Наряду с путями сообщений, логистические центры подобны кровеносным артериям, снабжающих организм территории всеми необходимыми для функционирования компонентами. Логистический центр – терминал, обеспечивающий перевалку грузов по территории и трансформацию товарных партий, по их композиции и декомпозиции (консолидация и дробление), с полным циклом погрузочно-разгрузочных работ, маркировке и упаковки грузов. Соответственно, от грамотного (удобного для всех субъектов) расположения логистического центра, зависит экономическая эффективность логистических процессов, обеспечивающих не только движение материального потока, но и движений информационного и финансового потока в логистической системе.

Исследуя понятие оптимальной локализации, нельзя не обратится к основоположнику теории оптимальной локализации – немецкому ученому экономисту Вильгельму Лаунхардту (1832-1918), которым еще в 1882 году было сформулировано понятие «Штандорт» (нем.яз. Standort -местоположение) в научном труде «Практика эффективного размещения предприятий», которая получила продолжение в научном труде немецкого ученого экономиста Альфреда Вебера (1868-1958) «Теория размещения промышленности» в 1909 году. Предложенный «Локационный треугольник Лаунхардта», представляет собой локационный треугольник, на каждой из сторон которого строится треугольник, подобный весовому (стороны которого соотносятся как а:b:1), вокруг построенных треугольников описываются окружности, точка пересечения которых является точкой минимума транспортных издержек.

К сожалению, достижение оптимума при локализации производств или обслуживающих их организаций в большинстве случаев невозможно, особенно в условиях развитой урбанистической среды (оптимальные площадки могут быть заняты уже существующими субъектами экономики), также невозможно достичь оптимума в связи с географическими особенностями (реки, озера, болота, леса, овраги и т.д.), однако необходимо стремится к достижению оптимума при локализации производств, так как их оптимальная локализация снижает логистические издержки.

В таблице 1 представлена группировка основных проблем и вопросов, решение которых позволяет достичь оптимума и, соответственно снизив издержки повысить экономическую эффективность субъектов логистической системы [1].

логистические центры

Таблица 1 — Проблемы оптимальной локализации логистических центров

Представленные в таблице 1 проблемы должны быть решены синхронно, а применение их в практике отрасли и территории должно носить комплексный характер, адаптируясь к динамичным условиям среды и обстановки:

  1. Проблемы формирования транспортной инфраструктурой, должны быть решены с перспективой развития отрасли или территории на 20 лет. Возможно аккордный ввод в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры, когда существует или очередность ввода в эксплуатацию независимо от результатов деятельности субъектов, либо поэтапный ввод в эксплуатацию с учетом достижения субъектами эффективности и, соответственно, необходимости для увеличения пропускной способности магистрали.
  2. Складские комплексы, могут быть подразделены на оперативные и базовые склады субъектов логистической системы, а также на складские комплексы аутсорсеров, которые могут и должны ориентироваться на рынке по предоставлению услуг крупным промышленным предприятиям с учетом их планов развития и их отраслевой спецификой работы [2].
  3. Обучение специалистов и повышение их квалификации в области применения инновационных подходов в оптимальной локализации объектов логистической инфраструктуры должно иметь основу целевого набора на основе как государственного заказа (бюджетные места в вузе), так и на внебюджетной основе. Каждый уполномоченный государственный орган в области развития территорий и инфраструктуры, должен иметь в штате соответствующих специалистов. Программное обеспечение и программно-аппаратные средства, в полной мере должны отвечать задачам технологического суверенитета – т.е. должны быть отечественного производства [3; 4].

Таким образом, научная новизна данного исследования состоит в формировании авторской интерпретации проблем оптимальной локализации логистических центров, при достижении оптимума в которых, субъекты системы получают конкурентные преимущества за счет снижения финансовых и временных издержек.

Одним из авторитетных научных центров по разработке решений описанных выше проблем, является ФГБУН «Центральный экономико-математический институт РАН», где на основе прикладного применения агентного моделирования сотрудниками Лаборатории компьютерного моделирования социально-экономических процессов, проводятся исследования в этой предметной области, так опубликованы результаты исследований академика РАН, В.Л. Макарова, и член-корреспондента РАН, А.Р. Бахтизина — «Агентное моделирование сложного мира» (2022) и «Мировые торговые войны: сценарные расчеты последствий» (2022). Автором будут продолжены исследования в области оптимальной локализации логистических центров с учетом динамики среды и наработанного перспективного опыта коллег – российских и зарубежных ученых [5; 6].

Список использованных источников:

  1. Арский А. А. Проблемы управления цифровой архитектурой логистических трансформационных центров // Маркетинг и логистика. – 2023. – № 4(48). – С. 5-14.
  2. Тебекин А. В. Возможности повышения эффективности предоставления услуг систем логистического сервиса (1PL — 5PL) в результате внедрения цифровых технологий // Маркетинг и логистика. – 2021. – 1 (33).
  3. Арский А. А. Проблемы применения ERP систем в управлении логистическими системами // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2023. – № 1. – С. 118-123.
  4. Арский А. А. Учет эффективного радиуса при строительстве и эксплуатации логистического центра // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. – 2022. – № 4. – С. 55-58.
  5. Makarov V.L., Bakhtizin A.R., Epstein J.M. Agent-based modeling for a complex world. – 2nd edition, revised. – M.: Scientific publications department, GAUGN, – 2022. – 74 p. ISBN 978-5-6045843-4-7
  6. Makarov V.L., Khabriev B. R., Bakhtizin A. R. [et al.] World Trade Wars: Scenario Calculations of Consequences // Herald of the Russian Academy of Sciences. – 2020. – Vol. 90. – No 1. – P. 88-97. – DOI 10.1134/S1019331620010207.

УДК 330.4

Арский А. А. — кандидат экономических наук, доцент. Старший научный сотрудник Лаборатории компьютерного моделирования социально-экономических процессов, ФГБУН «Центральный экономико-математический институт РАН», Москва, Россия.

e-mail: arskiy@list.ru

Problems of optimal localization of logistics infrastructure facilities

Arskiy A. — Candidate of economic sciences, associate professor, Senior research fellow, Laboratory for computer modeling of socio-economic processes, Central economics and mathematics institute of the Russian Academy of sciences. Moscow, Russia.

Annotation: The article offers the author’s interpretation of the problems of organizing industrial logistics centers based on an agency study of their localization reliability. Localization problems and their rational solutions are formulated. The conclusion is made about the need to use agent modeling in the design and organization of industrial trade facilities and the industries that are located on them.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Арский А. А. Проблемы оптимальной локализации объектов логистической инфраструктуры // Маркетинг и логистика. – 2024. – 1 (51). — с.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».