Профилактика правонарушений при совершении внешнеэкономических операций российскими компаниями

Карасева Ольга Владимировна

Аннотация: статья посвящена анализу внешнеэкономических операций, совершаемых российскими компаниями. По результатам проведенного анализа выявлены наиболее распространенные правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, показаны возможные последствия для российских компаний при их совершении. На основании изложенного доказана важность проведения профилактики правонарушений при совершении российскими компаниями внешнеэкономических операций. В этой связи предложен авторский алгоритм действий, направленных на профилактику правонарушений при совершении внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД) российских компаний является важным направлением развития экономики страны. Участники ВЭД, занимающиеся экспортом российских товаров за пределы территории РФ, обеспечивают приток иностранной валюты в страну, а импортеры снабжают внутренний рынок необходимыми товарами [1].

Внешнеэкономические операции российских компаний подразумевают совершение экспортно-импортных операций с товарами. По данным ФТС России общий внешнеторговый оборот РФ в первом полугодии 2021 г. составил 347 млрд. долл. США, что на 28% больше по сравнению с первым полугодием 2020 г. В структуре внешнеторгового оборота РФ объем экспорта российских товаров составил 209,4 млрд. долл. США, объем импорта иностранных товаров на территорию РФ – 137,6 млрд. долл. США [2]. Отсюда следует, что сальдо внешнеторгового баланса РФ в первом полугодии 2021 г. составило 71,7 млрд. долл. США (табл. 1).

Итоги внешней торговли

Таблица 1 — Итоги внешней торговли Российской Федерации в первом полугодии 2021 г., млн. долл. США [2]

Объемы экспорта и импорта в первом полугодии 2021 г. выросли на 28,4% по сравнению с первым полугодием 2020 г. Безусловно, во внешней торговле РФ наблюдается положительная тенденция к росту ее показателей. Однако необходимо учитывать эффект низкой базы, согласно которому объемы экспорта и импорта товаров в первом полугодии 2021 г. выросли за счет мощного экономического кризиса 2020 г., обусловленного пандемией COVID-19 [3].

При совершении внешнеэкономических операций российскими компаниями важное значение имеет таможенное регулирование. Причем в настоящее время таможенное регулирование охватывает весь процесс перемещения товаров через таможенную границу не одного государства, а пяти государств, образовавших Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС), а именно: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации [4].

Экономическая сущность мер таможенного регулирования заключается в их протекционистском характере, и целью их применения согласно основным теоретическим концепциям должна выступать максимизация добавленной стоимости внутри страны. Таможенное регулирование и его инструменты (таможенные операции, таможенные процедуры и таможенный контроль) нацелены на обеспечение соблюдения законодательства при совершении компаниями внешнеэкономических операций [5]. Несоблюдение таможенных правил при совершении внешнеэкономических операций может иметь крайне тяжелые последствия, вплоть до уголовной ответственности. В этой связи российские компании обязаны осуществлять профилактику подобного рода правонарушений при совершении внешнеэкономических операций. Вышеизложенные положения обусловили актуальность данной статьи. По данным ФТС России в первом полугодии 2021 г. таможенные органы РФ возбудили 1164 уголовных дела. Основным видом преступлений при совершении внешнеэкономических операций является контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов (ст. 226.1 УК РФ), на нее приходится около 38% от общего количества возбужденных дел. На втором месте находится уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), на которое приходится 17% от общего количества возбужденных дел (рис. 1).

Показатели правоохранительной деятельности

Рисунок 1 — Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов РФ по линии дознания в первом полугодии 2021 г. [2, 6]

Необходимо отметить, что преступления в сфере ВЭД совершаются достаточно редко, гораздо чаще участники ВЭД привлекаются к административной ответственности. Так, в первом полугодии 2021 г. таможенными органами РФ возбуждено 66 858 дел об административных правонарушениях (далее – АП). Из них 30% дел об АП возбуждено в связи с непредставлением или несвоевременным представлением статистической формы учета перемещения товаров (взаимная торговля между странами ЕАЭС), 20% дел об АП возбуждено в связи с недекларированием либо недостоверным декларированием товаров. Чаще всего к административной ответственности привлекаются юридические лица (55,6%), далее идут физические лица (25,5%), реже привлекаются должностные лица, а также лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность без образования юридического лица (рис. 2).

Категории лиц

Рисунок 2 — Категории лиц, в отношении которых возбуждены дела об АП в первом полугодии 2021 г. [2, 7]

Учитывая, что на учете в таможенных органах состоят около 120 тыс. российских компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в среднем на две компании приходится одно дело об АП в год. Привлечение компании к административной ответственности за нарушение таможенных правил грозит ей попаданием в желтый или красный сектор системы категорирования участников ВЭД, что в свою очередь значительно усложнит выполнение данной компанией таможенных формальностей в будущем [8]. Типовая схема привлечения компании к ответственности показана на рисунке 3.

схема привлечения компании к ответственности

Рисунок 3 — Типовая схема привлечения компании к ответственности при совершении внешнеэкономических операций. Источник: составлено автором.

На основании вышеизложенного считаем целесообразным разработать алгоритм действий, направленных на профилактику правонарушений при совершении внешнеэкономических операций российскими компаниями. Авторский алгоритм представлен на рисунке 4.

профилактика правонарушений

Рисунок 4 — Алгоритм действий, направленных на профилактику правонарушений при совершении внешнеэкономических операций. Источник: составлено автором.

На первом этапе необходима правовая экспертиза всех внешнеторговых контрактов, которые заключены российской компанией в целях совершения внешнеэкономических операций. Внешнеторговый договор – это основной коммерческий документ, содержащий информацию о ввозимых либо вывозимых товарах. Именно его в первую очередь использует таможенный орган с целью проверки и уточнения сведений, заявленных в таможенной декларации [9]. В случае отсутствия в договоре определенных положений либо наличия противоречий таможенный орган может признать его неприемлемым для целей идентификации товаров, подтверждения таможенной стоимости, применения первого метода определения таможенной стоимости, использования заявленной таможенной процедуры и т.п. Конкретное содержание внешнеторгового договора не регламентируется какими-либо правовыми актами, что ведет к наличию разных подходов к составлению и оформлению договоров, подходы таможенных органов часто различаются и могут не соответствовать подходу участника ВЭД. На данном этапе важны:

  1. Общий анализ и экспертиза внешнеторговых договоров и иных коммерческих документов на предмет соответствия законодательству РФ, а также таможенному законодательству ЕАЭС.
  2. Выявление положений, которые могут вызвать дополнительные вопросы со стороны таможенных органов (в частности, вопросы о ценовых компонентах, подлежащих включению в таможенную стоимость).
  3. Рекомендации по внесению изменений в коммерческие документы с целью минимизации рисков, в части определения таможенной стоимости, и (или) неправильной классификации товара по ТН ВЭД.
  4. Выявление и устранение иных рисков (в частности, невыгодные условия поставки; положения договора, на основании которых таможенные органы могут запретить обратный вывоз (реэкспорт) дефектных товаров и т.п.).

На втором этапе необходимо провести анализ документов, не представленных в таможенный орган, но подлежащих представлению. На данном этапе с высокой долей вероятности возможны следующие риски [10]:

  • запрос таможенным органом дополнительных документов для подтверждения заявленных сведений, в том числе для целей проверки заявленной таможенной стоимости либо кода товара по ТН ВЭД;
  • вероятность «срабатывания» профилей рисков, которые могут увеличить сроки таможенного оформления товаров (например, проведение таможенного досмотра или таможенной экспертизы);
  • привлечение участника ВЭД к административной ответственности в связи с представлением таможенному органу недостоверных документов и сведений.

На третьем этапе проводится анализ документов, учет и хранение которых обязан вести участник ВЭД после завершения внешнеэкономических операций. На этом этапе оцениваются риски, связанные с проведением таможней так называемого «постконтроля», а именно проверки документов, относящихся к таможенному оформлению, после выпуска товаров. В данном контексте необходимо учитывать, что таможенные органы имеют право проводить таможенный контроль в течение 3 лет со дня выпуска товаров. Именно этим обстоятельством обусловлена необходимость ведения учета и хранения документов после завершения внешнеэкономических операций.

Наконец, на четвертом этапе проводится анализ документов, которые должны храниться у лица, приобретающего импортные товары на российском рынке.

Таможенные риски могут возникать не только у импортеров товаров, но и у лиц, приобретающих импортированные товары у участников ВЭД либо у посредников. Законодательство возлагает на данных лиц обязанность удостовериться в том, что приобретаемые ими товары прошли таможенное оформление и что в отношении них уплачены таможенные платежи. За неисполнение данной обязанности предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 16.21 КоАП РФ, согласно которой на юридических лиц налагается штраф от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения [7].

Поскольку таможенные органы уполномочены проводить проверку в отношении указанных лиц, российские компании обязаны обеспечить получение и дальнейшее хранение документов в случае приобретения ими импортных товаров на российском рынке.

Таким образом, рассмотренный в статье алгоритм нацелен на профилактику правонарушений в сфере таможенного дела, которые наиболее распространены на практике при совершении российскими компаниями внешнеэкономических операций.

В целом, реализация на практике предложенных в статье рекомендаций обеспечит высокую эффективность мероприятий, осуществляемых российскими компаниями в целях соблюдение таможенного законодательства при совершении внешнеэкономических операций.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Анализ конъюнктуры внешней торговли Российской Федерации с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2020. № 4. С. 20-25.
  2. Таможенная статистика: [Электронный ресурс]: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 28.10.2021).
  3. Tianming G., Erokhin V., Arskiy A., Khudzhatov M. Has the COVID19 pandemic affected maritime connectivity? An estimation for China and the Polar silk road countries // Sustainability. 2021. № 13. С. 3521.
  4. Худжатов М.Б., Адамова О.В. Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 176-184.
  5. Лысенко Е.А. Перспективные информационные технологии, используемые таможенными органами // Зеленый коридор. 2021. № 1 (15). С. 74-81.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.10.2021).
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.10.2021).
  8. Худжатов М.Б. Перспективные направления совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 5. С. 51-56.
  9. Худжатов М.Б. Анализ особенностей заключения внешнеторговых сделок с китайскими компаниями // Стратегии бизнеса. 2019. № 10. С. 25.
  10. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Вопросы таможенной логистики в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 4. С. 70-74.

УДК 339.5

Карасева О. В. – студент 3-го курса магистратуры РЭУ им Г. В. Плеханова, магистерская программа «Международная школа бизнеса и мировой экономики», направление 38.04.01 «Экономика», Москва, Россия.

e-mail: Kov.ved.625@gmail.com

Научный руководитель: Колчина Е. А., к.э.н., доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им Г. В. Плеханова, Москва, Россия.

Prevention of offenses in foreign economic transactions by Russian companies

Karaseva O. — 3rd year student of the Plekhanov Russian University of Economics, Master’s program «International School of Business and World Economy», 38.04.01 Economics, Moscow, Russia.

Academic Supervisor: Kolchina E., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of International Business and Customs of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia.

Annotation: The article is devoted to the analysis of foreign economic transactions carried out by Russian companies. Based on the results of the analysis, the most common offenses in the field of foreign economic activity were identified, and the possible consequences for Russian companies when they were committed were shown. On the basis of the foregoing, the importance of prevention of offenses in foreign economic transactions by Russian companies has been proved. In this regard, the author’s algorithm of actions aimed at preventing offenses during foreign economic transactions is proposed.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Карасева О. В. Профилактика правонарушений при совершении внешнеэкономических операций российскими компаниями. – 2021. – 5 (37). — с. 34-42.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».