Развитие теории логистики: Правило «9R»

Арский Александр Александрович

Аннотация: в статье представлена авторская интерпретация развития теории логистики в части трансформации известного  Правила «7R» в Правило «9R», отличающегося от первого полнотой учета рисков и необходимостью полного и точного соблюдения положений нормативно-правового регулирования в логистических системах.

Среди многообразия экономических законов и правил, которым подчиняется логистика, особое место нужно уделять аппроксимированным моделям управления системами, которые могут быть использованы с одной стороны оперативно, с другой стороны не требуют глубокого знания математических вычислений. Однако непременным требованием применения в логистике тех или иных моделей является их экономическая эффективность, а точнее максимальный экономический эффект, который в конкурентной среде рынка возможен при снижении логистических издержек [1].

Специалисты логистики и руководители среднего и высшего звена, планирующие и организующие процессы в логистических системах, должны непрерывно совершенствовать навыки не только использования, но и генерации новых моделей управления системами, появление которых продиктовано динамикой внешней среды и трансформацией международной экономики. Одним из примеров такого факторного воздействия является создание режима недобросовестной конкуренции в виде санкционного давления на растущие экономики мира со стороны развитых экономик. Актуальной задачей данного исследования является развитие теории логистики в части формирования двух новых условий Правила «7R» в результате чего генерируется новый формат Правила – формат Правила «9R»

В исследовании автора Правило «7R» в логистике внешнеэкономической деятельности» (Москва, 2018г.) Правило «7R» было представлено в аспекте применения компаниями, ведущими внешнеэкономическую деятельность [2]. При этом алгоритм правила универсален. Правило «7R» одинаково применяется как в логистических системах агропромышленного комплекса, производственных предприятий, так и в сфере внешнеэкономической деятельности [3]. По своей сути условия Правила «7R» регламентируют необходимость достижения максимумов при удовлетворении всех условий правила. Стоит отметить, что игнорирование одного или нескольких условий правила в планировании и организации логистического процесса может привести к срыву логистического процесса. В таблице 1 представлены условия Правила «7R», которые в контексте данного исследования являются базовыми.

 Условия Правила «7R»

Таблица 1 — Условия Правила «7R» и их реализация в логистической системе. Источник: составлено автором.

По своей сути комплекс условий Правила «7R» обеспечивает реализацию логистического процесса по трем основным аспектам: времени, затратам и качеству. Данные аспекты являются предметом оптимизации относительно друг друга, следовательно Правило «7R» является аппроксимированной моделью оптимизации логистического процесса, в полной мере обеспечивая запрос конкурентной среды рынка на баланс качества и затрат логистического процесса [3].

Как и любая модель модель Правила «7R» предусматривает динамическую трансформацию в зависимости от тех задач, которые решает та или иная логистическая система. Например, в последние годы международные логистические системы претерпевают качественные структурные изменения (торговая война США и КНР, COVID-19, санкционные ограничения недружественных стран в отношении России и т.д.), данные факторы глобальных мегалогистических систем требуют учета рисков и удовлетворения норм изменяющегося внешнеторгового законодательства. Принимая во внимание данные факторы возникает необходимость трансформации Правила «7R» в Правило «9R» в части условия профилактики рисков и построения процесса на основе современной нормативной базы. Новые условия представлены в таблице 2.

Условия Правила «9R»

Таблица 2 — Условия Правила «9R» и их реализация в логистической системе. Источник: составлено автором.

Представленные новые условия 8R и 9R в Правиле «9R», гармонизируют алгоритм Правиле «7R», вводя в него фундаментальные требования к организации логистических процессов в строгом соответствии с нормами отечественного и международного законодательства, а также прикладные требования по идентификации рисков макро- и микрологистических систем для профилактики данных рисков с целью снижения их негативного воздействия на логистическую систему и, соответственно, получение конкурентных преимуществ в динамичной среде национального и международного рынка [4].

В целях качественного достижения максимумов при исполнении условий Правила «8R» и «9R» необходимо задать ограничения, которые возможно представить в виде следующих выражений в таблице 3.

рациональные значения условий Правила "9R"

Таблица 3 — Иррациональные и рациональные значения условий Правила «9R» – условия «8R» и условия «9R». Источник: составлено автором.

Управление условиями, представленными в таблице 2, сводится к обеспечению достижения рациональных значений при планировании логистической деятельности на этапе разработки проекта (плана) и мониторинга и возможной коррекции при ее фактической реализации (организация логистического процесса); на этапе контроля важно объективно оценить качество управления рисками для разработки мер их профилактики, а также подтвердить выполнение логистического процесса в строгом соответствии с нормами и правилами действующего законодательства.

Прикладная значимость данного исследования в части формирования новых условий Правила «7R» с последующей трансформации его в Правило «9R» заключается в возможности поэтапного регулирования условий коммерческих договоров на предмет наличия условий Правила «9R» в их разделах. Например, при организации транспортировки необходимо предусмотреть и оговорить ответственность сторон в части произведения погрузочно-разгрузочных работ [5]. Кроме того, динамическая среда таможенного и внешнеторгового законодательства России, характеризующаяся в данный момент адаптацией и противодействием, а также контрмерами к санкционным ограничениям недружественных стран, требует от руководителя и специалиста управляющего логистической системой построения данного управления на основе актуальных норм и правил, регулирующих торговую и внешнеторговую деятельность [6].

Научная новизна данного исследования заключается в формализации и генерации новых условий Правила «7R»: условия «8R» и условия «9R», изменяющего его функционал с учетом необходимости управления рисками системы и соблюдения актуальных норм действующего законодательства.

Развитие Правила «7R» и трансформация данного правила в Правило «9R» является закономерным развитием теории логистики и её прикладной компоненты.

Список использованной литературы:

  1. Быкова Г. П., Венде Ф., Жильцова О. Н., Жильцов Д.А. Оценка влияния новых глобальных трендов на развитие цепей поставок // Вестник Евразийской науки. — 2023. — Т 15. — № 1. — URL: https://esj.today/PDF/84ECVN123.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
  2. Арский, А. А. Правило 7 «R» в логистике внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – 2018. – № 6(52). – С. 41-44.
  3. Жильцова О.Н. Комплексная оценка результативности сбыта интернет-магазина // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2023. – №1. – С. 268-274.
  4. Жильцова О. Н. Интегрирующие функции маркетинга и логистики // Маркетинг и логистика. – 2017. – №3 (11). – С.46-52.
  5. Арский А. А. Логистическое проектирование в среде малого бизнеса // Мир современной науки. – 2015. – № 5(33). – С. 12-16.
  6. Шайлиева М. М. Трансформация товарной политики регионов // Маркетинг и логистика. – 2021. – 4 (36). — с. 45-50.

УДК 338

Арский А. А. — кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента логистики и маркетинга, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия.

e-mail: arskiy@list.ru

The development of logistics theory: The «9R» Rule

Arskiy A. — Candidate of economic sciences, associate professor, Associate professor of the Department of logistics and marketing, Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Annotation: the article presents the author’s interpretation of the development of the theory of logistics in terms of the transformation of the known in the «7R» Rule into the «9R» Rule from the one that loses the completeness of risk accounting and the need for full and precise compliance with the provisions of legal regulation in logistics systems.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Арский А. А. Развитие теории логистики: Правило «9R» // Маркетинг и логистика. – 2023. – 3 (47). — с. 5-10.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».