Совершенствование таможенных операций путем внедрения принципов автоматического распределения деклараций на товары

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Нартова Екатерина Павловна

Аннотация: статья посвящена рассмотрению принципов, на основании которых декларации на товары распределяются между таможенными органами на этапе совершения таможенных операций, связанных с декларированием, без участия должностных лиц таможенных органов. В статье обозначена роль процесса диспетчеризации как перспективной технологии, применяющейся в таможенных органах в тестовом режиме, а также проанализированы перспективы развития системы автоматического распределения деклараций на товары.

Таможенные операции представляют собой значимые действия участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенных органов, направленные на ускорение внешнеторговых операций с товарами. Важнейшим этапом совершения таможенных операций является таможенное декларирование товаров. Как правило, таможенное декларирование товаров реализуется с помощью декларации на товары (ДТ), являющейся основным видом таможенной декларации [1].

В 2019 году в таможенные органы было подано более 5 млн. ДТ в электронной форме (в 2018 году – 4,7 млн. ЭДТ), что составило 99,98% от общего количества ДТ. Электронную форму декларирования применяли 92 534 участника ВЭД, что составило 99,91% от общего количества участников ВЭД (в 2018 году – 88 793 участника ВЭД или 99,90% от общего количества участников ВЭД) [2].

Совершенствовалось применение технологий совершения таможенных операций без непосредственного участия должностных таможенных органов – путем автоматической регистрации ДТ и автоматического выпуска товаров [3].

По итогам 2019 года в автоматическом режиме зарегистрировано более 2,8 млн. ДТ, что в 1,6 раза превышает показатель 2018 года (более 1,8 млн. ДТ). Доля автоматически зарегистрированных ДТ достигла 87,6% по экспорту и 69,2% по импорту. Автоматически выпущено более 643 тыс. ДТ, что почти в 2 раза превышает показатель 2018 года (324 тыс. ДТ) [2].

Как видно из приведенных данных, в последние годы благодаря развитию информационных таможенных технологий таможенные органы могут принимать и оформлять огромный массив данных ДТ.

Вместе с тем с увеличением нагрузки на информационные системы таможенных органов возникают определенные проблемы, связанные с неэффективным распределением ДТ между различными таможенными органами. Актуальность статьи обусловлена необходимостью диспетчеризации процесса распределения ДТ. В рамках процессов цифровизации и автоматизации требуется наделение информационной системы таможенных органов способностью принятия решений, в какой таможенный орган целесообразно подать ДТ, что представляет собой процесс диспетчеризации.

На сегодняшний день такое решение принимает участник ВЭД. В процессе заполнения ДТ он указывает таможенный орган, в котором будет осуществляться фактический контроль в графе 30 ДТ «Местонахождение товаров» и в последующем на основании положений Приказа ФТС России от 28.06.2019 № 1068 «О местонахождении и регионах деятельности таможен и таможенных постов, непосредственно подчиненных ФТС России» заполняет графу «А» ДТ в части указания кода таможенного органа, уполномоченного на регистрацию, проверку ДТ и выпуск товаров. Таким образом, участник ВЭД должен владеть информацией о том, какой таможенный орган будет оформлять его ДТ [4, 5].

Однако в ближайшей перспективе процесс подачи ДТ должен выглядеть следующим образом: как только участник ВЭД заполнил ДТ, он с помощью специализированного программного средства отправляет ДТ в электронном виде в информационную систему ФТС России, после чего ДТ попадает в некоторое облачное хранилище. Предположим, что не позднее одного часа (срок регистрации или отказа в регистрации ДТ) от информационной системы приходит ответ о том, что ДТ зарегистрирована и товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой [6]. В данном случае участник ВЭД после отправки и до момента регистрации ДТ не знает, в какой уполномоченный таможенный орган будет направлена его ДТ.

Именно такой процесс, когда участник ВЭД заполнил ДТ и отправил ее, а информационная система ФТС России в соответствии с заложенным алгоритмом направила ее в нужный таможенный орган – называется диспетчеризацией [7].

Сегодня диспетчеризация осуществляется в таможенных органах в тестовом режиме. По отзывам участников ВЭД, на этапе перераспределения ДТ возникают некие сложности, к которым должностные лица таможенных органов не подготовлены [8].

К настоящему моменту свою деятельность осуществляют 16 Центров электронного декларирования, а именно [9]:

— Приволжский ЦЭД;

— Уральский ЦЭД;

— Северо-Кавказский ЦЭД;

— Владивостокский ЦЭД;

— Новороссийский ЦЭД;

— Калининградский ЦЭД;

— Сибирский ЦЭД;

— Балтийский ЦЭД;

— Московский областной ЦЭД;

— Акцизный специализированный ЦЭД;

— Авиационный ЦЭД;

— Энергетический ЦЭД;

— Центральный ЦЭД;

— Дальневосточный ЦЭД;

— Северо-Западный ЦЭД;

— Южный ЦЭД.

Основным показателем эффективности центров электронного декларирования выступает концентрация декларирования, которая подразумевает подачу и оформление ДТ в определенных таможенных органах, а именно в центрах электронного декларирования. Таким образом, средний показатель концентрации установлен на уровне 95%, но на начало ноября 2020 года он уже составил 97%, а концу 2020 года составит 98-99% [10].

В действительности компетенция таможенных органов, которая состоит в регистрации ДТ, регламентируется в основном приказом ФТС России от 21.05.2012 N 965 «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации». Стоит отметить, что в данном приказе отсутствуют указания на центры электронного декларирования. В связи с этим уже подготовлен проект приказа Минфина России 02/08/10-19/00095697 «О компетенции таможенных органов по регистрации таможенных деклараций», который является правовой основой внедрения принципов распределения ДТ [11, 12]. Реализация внедрения алгоритма автоматического распределения ДТ запланирована с 1-го февраля 2021 года.

Базовыми принципами распределения ДТ являются: категория товаров, вид транспорта, иные виды транспорта и товары, а также ситуации, когда алгоритмом не определен таможенный орган и исключения из диспетчеризации (рис. 1).

декларация

Рисунок 1 — Базовые принципы распределения деклараций на товары. Источник: составлено на основе [13]

Диспетчеризация на уровне категории товаров относится к компетенции исключительно Акцизного специализированного ЦЭД и Энергетического ЦЭД, а также отдельных таможенных постов, уполномоченных регистрировать ДТ в отношении данных категорий.

Товары, относящиеся к компетенции Центральной энергетической таможни (природный газ, нефть, электричество, уголь и др.) декларируются в Энергетическом ЦЭД и таможенных постах, уполномоченных на это и попадающих в регион деятельности Центральной энергетической таможни согласно автоматическому перераспределению ДТ. Аналогично, подакцизные товары декларируются в Акцизном специализированном ЦЭД и уполномоченных таможенных постах, находящихся в регионе деятельности Центральной акцизной таможни.

Необходимо отметить, что диспетчеризация реализуется с учетом удаленного выпуска, то есть декларация подается в ЦЭД (код которого указан в графе «А» ДТ), а фактический контроль происходит по месту нахождения товаров (графа 30 «Местонахождение товаров» ДТ).

Уровень диспетчеризации по видам транспорта предполагает прибытие товаров морским и воздушным транспортом. Если товар прибывает морским видом транспорта, его оформление возможно только в трех ЦЭД: Балтийском, Новороссийском и Владивостокском в зависимости от пунктов пропуска, находящихся в регионе деятельности соответствующих региональных таможенных управлений (рис. 2).

региональные таможенные управления

Рисунок 2 — Регион деятельности региональных таможенных управлений

Товары, прибывающие авиатранспортом через пункты пропуска Московского авиаузла, которые находятся в регионе деятельности Внуковской, Домодедовской и Шереметьевской таможен, декларируются в Авиационном таможенном посту (ЦЭД) Шереметьевской таможни [13].

Диспетчеризация по иным товарам предполагает оформление товаров, не относящихся к подакцизным и энергетическим. Под иными видами транспорта понимается автомобильный и железнодорожный. В данном случае оформление товаров происходит в зависимости от места налоговой регистрации, кода причины постановки на учет (КПП). Оформление товаров, попадающих в данную категорию диспетчеризации, осуществляется в том территориальном ЦЭД, где зарегистрирован участник ВЭД для целей налогового учета (рис. 3).

Диспетчеризация

Рисунок 3 — Диспетчеризация по месту налогового учета. Источник: составлено на основе [13]

В случае исключения из диспетчеризации или в случае, если алгоритмом не определен таможенный орган, таможенное оформление товара происходит в таможенном органе, указанном участником ВЭД в графе «А» ДТ. Отметим также, что участники ВЭД, попадающие в категорию низкого уровня риска, могут подавать ДТ в любой таможенный орган, применяя технологию удаленного выпуска [14].

Что касается алгоритма диспетчеризации, то в его основу должны быть заложены следующие графы ДТ [4]:

  • графы 31 и 33 – обеспечат распределение ДТ по категориям товаров с помощью их подробного описания и кода ТН ВЭД ЕАЭС;
  • графы 18, 21, 25 и 26 — обеспечат распределение ДТ по видам транспорта с помощью определения типа транспортного средства и его обозначений (название морского судна, номер авиарейса, регистрационные номера автомобиля, номера железнодорожных вагонов);
  • графа 30 — обеспечит распределение ДТ по фактическому местонахождению товаров путем определения ближайшего таможенного поста, имеющего компетенцию по оформлению данных товаров;
  • графа 14 — обеспечит распределение ДТ в остальных случаях с помощью реквизитов декларанта (ИНН, КПП, ОГРН).

В целом, развитие системы автоматического распределения ДТ при таможенном оформлении товаров с учетом рассмотренных принципов обеспечит следующие преимущества:

— сокращение коррупционных рисков, поскольку участник ВЭД заранее не может точно определить, в какой таможенный орган будет подана его ДТ;

— равномерная нагрузка на таможенные органы, уполномоченные регистрировать ДТ, что позволит разгрузить в пиковые часы наиболее загруженные таможенные органы.

Таким образом, автоматическое распределение ДТ будет способствовать повышению эффективности совершения таможенных операций в интересах развития внешней торговли Российской Федерации.

Список использованной литературы:

  1. Худжатов М.Б. Актуальные проблемы таможенного декларирования товаров в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 4. С. 17-21.
  2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации»: [Электронный ресурс]: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/document/230797 (дата обращения: 20.12.2020).
  3. Худжатов М.Б. Перспективные направления совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 5. С. 51-56.
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.12.2020).
  5. Приказ ФТС России от 28.06.2019 № 1068 «О местонахождении и регионах деятельности таможен и таможенных постов, непосредственно подчиненных ФТС России» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.12.2020).
  6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.12.2020).
  7. Электронное декларирование товаров: как на практике работают ЦЭДы: [Электронный ресурс]: https://customsforum.ru/news/opinion/elektronnoe-deklarirovanie-tovarov-kak-na-praktike-rabotayut-tsedy-550274.html (дата обращения: 20.12.2020).
  8. Принципы распределения деклараций на товары при таможенном оформлении: [Электронный ресурс]: https://www.alta.ru/expert_opinion/77897/ (дата обращения: 20.12.2020).
  9. Дианова В.Ю. Внедрение цифровых технологий в деятельность центров электронного декларирования как фактор повышения качества услуг, предоставляемых таможенными органами // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1 (50). С. 95-101.
  10. Павлова Я.В. Центры электронного декларирования — путь к эффективному таможенному администрированию // Бюллетень инновационных технологий. 2020. Т. 4. № 1 (13). С. 44-48.
  11. Приказ ФТС России от 21.05.2012 N 965 «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.12.2020).
  12. Проект Приказа Минфина России «О компетенции таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» (по состоянию на 09.10.2019) (подготовлен Минфином России, ID проекта 02/08/10-19/00095697) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.12.2020).
  13. О планах ФТС России по внедрению алгоритма автоматического распределения деклараций на товары между таможенными органами: [Электронный ресурс]: https://www.alta.ru/expert_opinion/78331/ (дата обращения: 20.12.2020).
  14. Арский А.А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – 2015. – №3 (31). – С. 48-51.

УДК 339.5

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Нартова Е. П. – студент 5-го курса специальности «Таможенное дело») Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: nartova.sv_98@mail.ru

Improvement of the customs operations by introducing the principles of automatic distribution of customs declarations

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Nartova E. — student of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Annotation: The article is devoted to the consideration of the principles on the basis of which the customs declarations are distributed between the customs authorities at the stage of customs operations related to the declaring of goods, without the participation of customs officials. The article outlines the role of the dispatching process as a promising technology used in the customs authorities in a test mode, and also analyzes the prospects for the development of a system for the automatic distribution of customs declarations.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б., Нартова Е. П. Совершенствование таможенных операций путем внедрения принципов автоматического распределения деклараций на товары// Маркетинг и логистика. – 2020. – 6 (32). — с. 72-82.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».