Таможенные аспекты осуществления международных автомобильных перевозок в условиях санкционной борьбы России и Евросоюза

Вахрушев Валентин Юрьевич

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: в статье исследуются российские санкции в сфере международных автомобильных перевозок, введенные в ответ на аналогичные европейские санкции. Санкционная война между Россией и Евросоюзом негативно влияет на развитие международных автомобильных перевозок. Рынок международных перевозок переживает трудные времена в связи с нарушением многолетних цепей поставок. Авторами проведен анализ нормативно-правовых актов, которыми ограничивается деятельность европейских перевозчиков. Результаты анализа позволили выделить ключевые проблемы в практике осуществления международных автомобильных перевозок. В качестве решения выявленных проблем предлагается использовать белорусский опыт перецепки иностранного прицепа или полуприцепа на транспортное средство перевозчика из ЕАЭС. Кроме того, авторами разработан перечень рекомендуемых мест для перецепки и перегрузки товаров в России. Предлагаемые в статье практические рекомендации позволяют частично решить проблемы осуществления международных перевозок в условиях санкционной войны.

Международные автомобильные перевозки являются одним из важнейших инструментов развития международной торговли. Несомненным преимуществом автомобильного транспорта является его маневренность, мобильность, а также высокая скорость доставки грузов по сравнению с железнодорожным и водным транспортом [1].

Необходимо отметить, что таможенная территория ЕАЭС обладает высоким потенциалом с точки зрения перевозки грузов автомобильным транспортом. Очевидно, что явным лидером среди стран ЕАЭС в данной области является Россия. Отметим также значительную роль Республики Беларусь (РБ), которая территориально находится ближе всех среди стран ЕАЭС к Европейскому союзу (ЕС) [2].

На протяжении последних 30 лет страны ЕС являлись одними из основных торговых партнеров РФ и РБ. Однако в первой половине 2022 года отношения ЕС с РФ и РБ резко ухудшились по геополитическим причинам, что привело к введению странами ЕС экономических санкций против РФ и РБ. В частности, указанные санкции коснулись сферы международных автомобильных перевозок. ЕС запретил российским и белорусским перевозчикам въезд на территорию ЕС для осуществления транспортировки грузов. Со стороны РБ последовал зеркальный ответ в виде запрета для европейских перевозчиков осуществлять международные автомобильные перевозки по территории РБ [3].

В конце сентября 2022 года Россия также применила зеркальные санкции к европейским перевозчикам по аналогии с белорусскими коллегами. В частности, установлен запрет на осуществление международных автомобильных перевозок грузов по территории РФ грузовыми транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам из «недружественных стран», к которым относятся страны ЕС, Великобритания, Норвегия и Украина [4, 5].

Санкционная война между ЕС с одной стороны и РФ и РБ с другой стороны создали серьезные препятствия для развития международных автомобильных перевозок. Необходимость поиска решений вышеизложенной проблемы обусловили актуальность данной статьи.

Отметим, что запрет на осуществление международных автомобильных перевозок грузов по территории России иностранными перевозчиками из «недружественных стран» не распространяется на ряд товаров, среди которых [5]:

  • продовольственные товары (группы 01-24 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • химическая продукция (группы 28-30, 32-33, 35, 39 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • керамические изделия и изделия из стекла (группы 69-70 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • машины, оборудование, транспортные средства и инструменты ((группы 84, 85, 87, 90-92 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • другие товары из некоторых товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС.

Иностранные перевозчики из «недружественных стран» могут осуществлять международные автомобильные перевозки грузов до определенных зон таможенного контроля (ЗТК), которые располагаются в отдельных субъектах РФ (табл. 1).

зоны таможенного контроля

Таблица 1 — Перечень субъектов РФ и муниципальных образований, на территориях которых располагаются зоны таможенного контроля, до которых разрешены международные автомобильные перевозки грузов иностранными перевозчиками из «недружественных стран» [5]

Из вышеизложенного следует, что международные автомобильные перевозки могут осуществляться иностранными перевозчиками из «недружественных стран» через пункты пропуска, расположенные на таможенной границе ЕАЭС, и следовать до ЗТК или склада временного хранения (СВХ) в целях перегрузки товаров на транспортное средство российского или белорусского перевозчика.

Анализ нормативно-правовых актов, которыми введен запрет на осуществление международных автомобильных перевозок грузов по территории РФ иностранными перевозчиками из «недружественных стран», позволяет выделить несколько острых практических проблем:

  1. Иностранные перевозчики из «недружественных стран» обязаны перегружать товары в ЗТК или на СВХ на транспортное средство российского или белорусского перевозчика, при этом перецепка прицепа или полуприцепа в России запрещена. Суть данной проблемы в том, что согласно ст. 275 ТК ЕАЭС при временном ввозе передача иностранных транспортных средств иным лицам запрещена [6]. Временный ввоз на иностранный тягач, прицеп или полуприцеп открывается при прибытии иностранного перевозчика в пункт пропуска, после чего иностранные транспортные средства должны быть обратно вывезены за пределы таможенной территории ЕАЭС. Дальнейшая передача иностранным перевозчиком своего прицепа или полуприцепа российскому перевозчику запрещена [7]. Данная проблема создает серьезные препятствия для продолжения автомобильной перевозки, поскольку механизм перецепки намного удобнее по сравнению с перегрузкой товаров.
  2. Вышеизложенный запрет требует разработки перечня ЗТК и СВХ, на территории которых будет осуществляться перегрузка товаров. По общему правилу таможенный орган при открытии таможенного транзита определяет место доставки товаров в соответствии с транспортными документами [8]. В силу отсутствия перечня ЗТК и СВХ на практике могут определяться крайне неудобные для российских перевозчиков места доставки товаров.
  3. При выезде с территории РФ транспортных средств иностранных перевозчиков из «недружественных стран» объем топлива, находящегося в баке транспортного средства, не должен превышать 200 литров [5]. Если объем топлива транспортных средств будет превышать 200 литров, то выезд с территории РФ им будет запрещен таможенными органами. Административная ответственность перевозчика будет устанавливаться в соответствие с главой 16 КоАП РФ.

Вышеизложенные проблемы могут оказать негативное влияние на международные автомобильные перевозки. В этой связи необходимо выработать пути их решения.

Что касается первой проблемы, связанной с невозможностью перецепки иностранного прицепа или полуприцепа на транспортное средство российского или белорусского перевозчика, отметим следующее. Такая перецепка может осуществляться в международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП) с разрешения таможенного органа [9]. При этом необходимо заранее учитывать технические возможности имеющейся инфраструктуры конкретных МАПП для осуществления такой перецепки. В соответствии с индивидуальным порядком решения о перецепке в конечном итоге будут приниматься начальниками таможенных постов, осуществляющих таможенный контроль в МАПП. Кроме того, если иностранный перевозчик привез груз в прицепе/полуприцепе, который зарегистрирован в РФ и принадлежит российскому лицу, данный прицеп/полуприцеп может быть перецеплен на транспортное средство российского перевозчика, поскольку не находится под таможенной процедурой временного ввоза [10].

В целом, на наш взгляд, для решения первой проблемы целесообразно заимствовать белорусский опыт, согласно которому разрешена перецепка иностранного прицепа или полуприцепа на транспортное средство перевозчика из ЕАЭС в строго установленных местах (ЗТК или СВХ) [3].

В целях разработки перечня ЗТК и СВХ, на территории которых будет осуществляться перегрузка товаров и потенциально возможная перецепка иностранного прицепа или полуприцепа, авторами была исследована действующая таможенно-логистическая инфраструктура в субъектах РФ и муниципальных образованиях, на территориях которых располагаются зоны таможенного контроля, до которых разрешены международные автомобильные перевозки грузов иностранными перевозчиками из «недружественных стран». Перечень рекомендуемых СВХ для перецепки/перегрузки товаров приведен в таблице 2.

Перечень рекомендуемых СВХ

Таблица 2 — Перечень рекомендуемых СВХ для перецепки/перегрузки товаров в РФ. Источник: составлено авторами.

В целях открытия таможенного транзита рекомендуем перевозчикам заранее указывать в товаросопроводительных документах терминалы, которые перечислены в таблице 2, в качестве места доставки товаров. В противном случае таможенный орган будет самостоятельно определять место доставки, которое может быть очень неудобным для участника ВЭД с точки зрения таможенной логистики [11].

Наконец, что касается запрета на вывоз из России иностранными перевозчиками из «недружественных стран» топлива в объеме свыше 200 л, несоблюдение данного запрета может привести к значительным логистическим проблемам. Дело в том, что многие российские пункты пропуска не имеют подходящих условий для хранения легковоспламеняющихся товаров, в том числе топлива [12]. В этой связи при обнаружении в баках транспортного средства иностранного перевозчика топлива в объеме свыше 200 л этого перевозчика могут развернуть на границе и направить в ЗТК, где имеются подходящие условия для хранения топлива, поскольку излишек топлива будет запрещен к вывозу из России. Кроме того, иностранный перевозчик будет привлечен к административной ответственности за несоблюдение запретов и ограничений.

В данном контексте считаем целесообразным обеспечить российские пункты пропуска минимально необходимой инфраструктурой для хранения топлива, излишки которого будут изыматься у иностранных перевозчиков из «недружественных стран».

В целом, предлагаемые в статье практические рекомендации позволяют частично решить проблемы осуществления международных перевозок в условиях санкционной войны.

В долгосрочной перспективе отрасль международных перевозок в России нуждается в серьезной поддержке со стороны государства. Вопросы разработки мер поддержки таможенно-логистического бизнеса являются предметом будущих исследований.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2022. № 1. С. 16-21.
  2. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Вопросы таможенной логистики в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 4. С. 70-74.
  3. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Логистические стратегии в странах Евразийского экономического союза в санкционных условиях // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2022. № 2. С. 28-35.
  4. Указ Президента РФ от 29.09.2022 N 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2022).
  5. Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 N 1728 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 г. N681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2022).
  6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2022).
  7. Фёдорова Т.Ю., Фёдорова Ю.Р. Мультимодальные грузовые перевозки // E-Scio. 2020. № 11 (50). С. 371-376.
  8. Михайлова С.А. Развитие системы электронного контроля таможенного транзита // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 3 (40). С. 27-32.
  9. Иванкова А.О. Основные проблемы и трудности в организации международных грузовых перевозок в посткарантинный период // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 2-1. С. 151-157.
  10. Немеш А.В. Совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 5 (44). С. 348-351.
  11. Фукс Е.Н., Викентьев В.А. Система таможенного транзита во внешнеторговой деятельности Евразийского экономического союза в современных условиях // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1 (50). С. 87-94.
  12. Афонин Д.Н., Ворона А.А. Финансовые риски таможенно-логистических терминалов, приближенных к государственной границе Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 1 (77). С. 9-14.

УДК 339.5

Вахрушев В. Ю. — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики НИТУ МИСИС, Москва, Россия.

e-mail: val.vahrushev@gmail.com

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия.

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Customs aspects of international transportation of goods in the conditions of the sanction war between Russia and the European Union

Vakhrushev V. — candidate of economic sciences, associate professor of the Economic department of the MISIS, Moscow, Russia.

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.

Annotation: The article analyzes Russian sanctions in the field of international road transport, introduced in response to similar European sanctions. The sanctions war between Russia and the European Union has a negative impact on the development of international road transport. The international shipping market is going through difficult times due to the disruption of long-standing supply chains. The authors analyzed the legal acts that limit the activities of European carriers. The results of the analysis made it possible to identify key problems in the practice of international road transport. As a solution to the identified problems, it is proposed to use the Belarusian experience of recoupling a foreign trailer or semi-trailer to a vehicle of a carrier from the EAEU. In addition, the authors have developed a list of recommended places for the transfer and reloading of goods in the Russian Federation. The practical recommendations proposed in the article allow to partially solve the problems of international transportation in the conditions of the sanctions war.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Вахрушев В. Ю., Худжатов М. Б. Таможенные аспекты осуществления международных автомобильных перевозок в условиях санкционной борьбы России и Евросоюза // Маркетинг и логистика. – 2022. – 5 (43). — с. 10-20.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».