Зарубежный и отечественный опыт размещения арт-объектов в городской среде

Алёна Игоревна Пантухова

Аннотация: В данной статье исследуется зарубежный и отечественный опыт размещения и использования арт-объектов в городской среде, а также их влияние на рост туристского потока. Обоснована роль арт-объектов как искусственной аттракции, влияющих на становление бренда территории и формирующей дополнительный интерес к туристской дестинации. Они способствуют формированию позитивных впечатлений у туристов, влияют на имидж города, создают его уникальный и отличительный образ. Приведены статистические данные, которые показывают увеличение роста туристского потока в города с арт-объектами в местах показа.

Известно, что способность туристского ресурса привлекать внимание туристов в процессе путешествия, порождать мотивы и стимулы туристской деятельности называется аттрактивностью. По мнению к.э.н. Артемьевой О. А., аттракция – это процесс формирования привлекательности туристского ресурса, то есть создания на основе туристского ресурса некоего объекта или системы объектов, которые способны возбудить туристский интерес, легко доступны туристам и формируют у них позитивное восприятие путешествия.[1] В этой связи, рассмотрение зарубежного и отечественного опыта создания аттрактивных объектов (арт-объектов) является актуальным.  Арт-объект – это объект искусства, который представляет собой не только материальную, но и художественную ценность. В современном понимании арт-объект рассматривается с новой точки зрения, где его функциональная составляющая сопоставима с художественно-выразительной, в нем вложена идея и душа творца. Именно поэтому арт-объекты, незначительные с точки зрения монументального искусства и архитектуры, вызывают положительные человеческие чувства и объединяют людей вокруг себя.[2; 8]

Одним из наиболее известных примеров увеличения туристского интереса к региону, а точнее городу, посредством размещения необычного арт-объекта в городском пейзаже является слоган в виде красно-белой надписи «I Amsterdam», что в переводе с английского означает Я – Амстердам.[5]

Арт-объект – слоган «I Amsterdam»

Рисунок 1. Арт-объект – слоган «I Amsterdam»

Слоган появился в 2004 году, когда столичные власти всерьез задумались над сомнительным имиджем города, который ассоциировался у туристов исключительно с запрещенными веществами и публичным домами. А ведь Амстердам — это великие архитектура и живопись, современные технологии и инновации, сказки, тюльпаны, речные каналы, любовь. Это город, который с радостью встречает гостей, даря им незабываемые эмоции и яркие впечатления. Власти города объявили конкурс на ребрендинг Амстердама, и маркетологи агентства Kessels Kramer придумали удачный и креативный слоган —  «I Amsterdam». Комбинация от английского словосочетания «I am», что переводится как «Я есть», и начальных букв названия города несут в себе новую концепцию образа Амстердама: «Я – это и есть Амстердам, я — житель этого города!».

Изначально слоган носил чисто рекламный характер, использовался для продвижения нового имиджа Амстердама по всему миру с целью развить бизнес, но со временем фраза «I Amsterdam» обрела скульптурную форму и превратилась в популярную достопримечательность. Летом 2012 года еще один комплект букв установили в аэропорту Схипхол, чтобы главный лозунг страны встречал и провожал гостей. Третья, мобильная версия надписи путешествует по всему Амстердаму, мелькая на показах мод, ярмарках, фестивалях и других крупных мероприятиях. На фоне огромного арт-объекта фотографируются не только местные жители, но и туристы, наиболее смелые из которых даже забираются на сами буквы слогана. Словосочетание «I Amsterdam» — популярнейшее место для фотосессий в городе. Арт-объект уже давно стал символом города, его брендом и визитной карточкой.

Еще одним арт-объектом, ставшим не только популярной туристской достопримечательностью, но и новым символом города является скульптура «Love» на пересечении 6 авеню и 55 улицы Нью-Йорка. Автором идеи и воплотителем скульптуры, как оригинального арт-объекта, в жизнь в 1964 году стал Роберт Индиана. Следует отметить, что музей города Нью-Йорк поручил художнику придумать необычную открытку на Рождество. На ней слово LOVE получилось поделенное на слоги, из которых сложилась двух ярусная комбинация. Позднее это изображение включали в плакаты для выставок и почтовые марки, одна из которых появилась в 1973 году. У скульптуры буква «О» выполнена с наклоном, и именно этот факт привлекает все больше туристов. Желающих сделать фотографию на фоне букв настолько много, что могут образоваться очень длинные очереди.[3; 9]

Арт-объект «LOVE» в Нью Йорке

Рисунок 2. Арт-объект «LOVE» в Нью Йорке

Что касается российского опыта привлечения туристов посредством создания и размещения арт-объектов, то данный подход используют не только в большинстве крупных городов, но и в малых. Например, в Туле, в Центральном парке культуры и отдыха можно наблюдать различные арт-объекты, которые значительно повысили не только визуальную привлекательность самого парка среди местных жителей, но и увеличили туристский поток из соседних регионов. По данным министерства культуры и туризма Тульской области объем туристского потока в Тульской области в 2015 году составил 541,5 тыс. человек, что на 9% больше аналогичного показателя 2014 года. Общий объем посетителей региона увеличился на 50,3% и составил 2 млн 531,4 тыс. человек. [6] Стоит отметить, что за первое полугодие 2016 года общий объем туристского потока составил уже 425,1 тыс. человек, что, в свою очередь, свидетельствует о тенденции к увеличению.[7]

На центральной площадке парка размещен арт-объект – надпись TULA, выполненный в стиле знаменитой скульптуры LOVE в Нью Йорке. Ожидания создателей оправдались: так же как около памятника LOVE в Америке, около «ТУЛЫ» также выстраивается внушительная очередь сделать фотографию на фоне скульптуры. Отметим, что по всему парку размещены скульптуры в виде самоваров с изображенными на них пейзажами Тулы.[10]

Похожий эксперимент провели в свое время власти Берлина, запустив проект United Buddy Bears: по всему городу были размещены статуи медведя – символа города, каждый из которых очень индивидуален и, тем не менее, еще и отражает элемент культуры разных стран, которые признает Организация Объединенных Наций, и раскрашены по-особому художниками соответствующих стран. Необычные арт-объекты и их расположение в абсолютно разных частях города вызвали невероятный интерес среди туристов: устраивались целые квесты в поисках медведей по городу, в социальных сетях появилось множество фотографий туристов около скульптур. Хоть выставка позже и переместилась в другие страны, размещение арт-объектов в виде скульптур медведей не прекратилось. Они стоят около магазинчиков, рекламируя товары, приглашают посетителей у входа в рестораны, возле офисов и банков, и просто так украшают улицы – чтобы улыбались прохожие, фотографировали туристы, радовались дети.

Арт-объекты в ЦПКиО в г. Тула

Рисунок 3. Арт-объекты в ЦПКиО в г. Тула

В заключении подчеркнем, что арт-объекты как искусственная аттракция не только формируют дополнительный интерес к туристской дестинации, но и позволяют увеличить туристский поток и разнообразить путешествие туристов. Арт-объекты способствуют формированию позитивных впечатлений у туристов, влияют на имидж города, создавая его уникальный и отличительный образ. Таким образом, зарубежный и отечественный опыт доказывает, что даже небольшое внедрение арт-объекта в городскую среду может не только увеличить привлекательность региона, но и заметно изменить его имидж и восприятие туристами в целом.

Список использованной литературы:

  1. Артемьева О.А. Особенности туристского продукта на основе искусственной аттракции // Управленческие науки. 2012. № 1 (2). С. 94-97.
  2. Курочкин В.А. Экологическая тематика в городском арт-дизайне // Архитектон: известия вузов. 2013. № 42. С. 16
  3. 1000 лучших мест мира. Скульптура LOVE, Нью-Йорк, США: описание, фото, где находится на карте, как добраться // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1000mest.ru/love. — Дата доступа: 06.10.2016
  4. Государственное учреждение Тульской области «Тульские парка». Площадки для отдыха // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/AYFka . — Дата доступа: 10.2016
  5. Hotel Ben Amsterdam — Your Home in Amsterdam! Cheap and Clean! // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: hotelben.nl. — Дата доступа: 06.10.2016
  6. Портал Правительства Тульской области // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/AYFkV . — Дата доступа: 07.10.2016
  7. Министерство культуры Тульской области. Сведения о достижении значений показателей государственной программы Тульской области «Развитие культуры и туризма Тульской области» за 1 полугодие 2016 года // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://clck.ru/AYFjw . —  Дата доступа: 07.10.2016
  8. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А, Матагали Я.Б. Применение потенциала маркетинга в целях повышения туристской притягательности дестинаций // Научные труды вольного экономического общества России. Т. 174.  SHAPE  \* MERGEFORMAT   SHAPE  \* MERGEFORMAT С. 364-369
  9. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А., Рожков И.В.Методологические аспекты ресурсного обеспечения развития туризма в регионах. Монография // Архангельск: Архангельский институт открытого образования.  С. 230
  10. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А., Рожков И.В.Особенности формирования территориальной системы ресурсного обеспечения сферы туризма в регионе // В сборнике: Zpravy vedecke ideje-2012 Научные идеи-2012 Materialy VIII mezinarodni vedecko-prakticka Konference. 2012. С. 62-69.

УДК 7.05

А. И. Пантухова — студентка магистратуры группы УТКиТ1-1м, ФМТСиГБ, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Научный руководитель – Р. Ю. Стыцюк, доктор экономических наук, профессор, кафедра «Международный туризм, гостиничный бизнес и социальный менеджмент», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Email: Surova.alena91@yandex.ru

Foreign and Russian experience of art objects placement in the urban environment

A. Pantukhova — Financial University under the Government of the Russian Federation, master of gr. UTKiT1-1m, FITSBHI, Moscow

Supervisor — R. Stytsyuk, Doctor of Economics, Professor, Department of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Annotation: This article examines the foreign and Russian experience of the placement and the use of art objects in the urban environment, as well as their impact on the growth of the tourist flow. The author determines the role of art objects as artificial attractions as the one that influence the formation of brand territory and forms an additional interest to the tourist destination. Art objects contribute to the formation of positive impressions among tourists and affect the image of the city, creating its unique and distinctive character. The statistical data show an increase in the tourist flow growth in the city with art objects in places of display.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Пантухова А. И.  Зарубежный и отечественный опыт размещения арт-объектов в городской среде // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 82-89.

Полная версия журнала  в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».