Анализ влияния факторов на транспортную логистику в современной экономике

Конобеева Алла Борисовна

Самакаева Марина Дмитриевна

Аннотация: эффективное управление перевозками невозможно без внедрения процессов, направленных на ускорение перевозки, определение оптимальных маршрутов и минимизацию денежных затрат. Для любого предприятия очень важно использовать современное оборудование, которое будет способно отвечать новым требованиям, которых с каждым днём становится всё больше, ведь каждый вид транспорта имеет свои технические, управленческие и организационные особенности и общую технологическую базу в виде конкретной технической транспортной системы и элементов, содержащихся в этой системе. Влияние многих факторов вызывает необходимость четко контролировать доставку товаров потребителям, ведь от этого зависит удовлетворенность покупателя и эффективность деятельности компании.

С развитием рыночной экономики зарубежные страны стали активно совершенствовать системы логистики, так как рыночная среда побуждала их к постоянному развитию на конкурентной основе. В целом, это привело к высокой организации транспортировки грузов: в странах Европы логистика была приравнена к промышленной отрасли экономики, с характерными обозначениями, подпадающими под сферы услуг и транспортный сервис. Потребность в разработке профессиональной логистической системы транспортной компании в современной экономике обусловлена возросшей конкуренцией и формированием оптимальной системы управления.

В странах Европейского союза устойчивое становление и конкурентоспособность транспортных компаний в современных условиях хозяйствования зависят от использования прогрессивных транспортно-логистических систем и наукоёмких разработок, как в производстве технологии доставки, так и в области логистики.

Российская Федерация активно внедряет зарубежный опыт управления логистической системы, особенно это касается мегаполисов, в которых данный процесс во многом определяется степенью развития региона. Новые технологии в области функционирования логистической системы в транспортных компаниях позволяют снизить риск банкротства, а также повысить доход компании в целом. Организации, инвестирующие в развитие транспортно-логистических систем заинтересованы в сохранении текучей ликвидности и укреплении их на рынке транспортных услуг. Для многих компаний, предлагающих транспортные услуги, использование цифровых технологий представляется новым направлением, за исключением мегаполисов [1, 2].

С позиции потребителя тоже изменилось отношение в транспортном сервисе; он важен как обеспечительный компонент доставки грузов необходимого качества в заданное место и время с минимизацией издержек, поэтому в настоящее время востребованы перевозки, по которым можно отследить движение груза и его сохранность. В таблице 1 отражены существенные отличия транспортной логистики зарубежных стран и российских.

характеристика транспортной логистики

Таблица 1 — Сравнительная характеристика транспортной логистики в России и за рубежом

Управление доставкой — сложный процесс, связанный с рядом юридических формальностей, финансовых расходов и нюансов доставки.

Эффективное управление перевозками невозможно без внедрения процессов, направленных на ускорение перевозки, определение оптимальных маршрутов и минимизацию денежных затрат. Во многих компаниях для последовательного и продуктивного решения этой задачи созданы отделы логистики, назначение которых – четко контролировать доставку товаров потребителям, ведь от выполнения этой функции зависит удовлетворенность покупателей [8].

Существуют два типа логистических функций: операционные и координационные. Координационные заключаются в управлении транспортировкой товаров в сфере снабжения и распределения, операционные — в управлении движением товаров в сферах снабжения, производства и распределения.

Конечная цель реализации этих функций — сбалансировать спрос и предложение. На основе смет составляются графики транспортировки и процедуры инвентаризации готовой продукции, в результате чего составляются планы производства, графики закупки сырья и комплектующих (рисунок 1).

Виды затрат

Рисунок 1 — Виды затрат [8]

Для достижения этой цели стратегия управления запасами включает в себя решение двух основных задач:

  • определить оптимальный размер заказа;
  • определить наличие заказа.

Все модели управления запасами можно разделить на две группы:

  • статический;
  • вероятностный.

Разница между этими критериями заключается в стабильности (статическом) или вероятностном распределении количества запрошенных складских запасов. Основные правила логистики можно сформулировать так: «нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами» [5].

Задачами транспортной логистики являются:

1) минимизация денежных затрат на транспортировку (на горючее),

2) соблюдение безопасности перевозки грузов (контроль движения грузов по маршруту, определенному в соответствии с правилами техники безопасности),

3) оформление всех необходимых документов (контрактов),

4) выбор оптимального маршрута для проезда автомобиля,

5) управление техническим процессом грузовых перевозок [4, 6].

Цель транспортной логистики — оптимизация процесса доставки грузов, каждый из этапов которого строго контролируется специалистами, следящими за соблюдением сроков доставки товара.

Определение стоимости перевозки грузов является одной из основных задач в логистике: оплата перевозчику за оказание услуг складывается из нескольких показателей — количества и массы перевозимого груза, удаленности от пункта назначения, типа транспортного средства и груз. Структура технологии и организации перевозок представлена на рисунке 2 в виде иерархической структуры.

организация перевозок

Рисунок 2 — Иерархическая структура организации перевозок

Основание пирамиды составляют мультимодальные перевозки. На вершине расположились интермодальные перевозки, которые представляют собой непрерывное перемещение грузов несколькими транспортными средствами (например, грузы укладываются в ящики и грузятся навалом в склады, затем грузятся на поддоны и упаковываются в полиэтилен и отправляются в порты). Унимодальные перевозки (по одному виду транспорта) состоят из интермодальных и мультимодальных перевозок, внутри региональных и городских перевозок специализированными автотранспортными предприятиями, местных перевозок индивидуальных предпринимателей, производственных и коммерческих структур [9].

Транспортная система имеет свои технические, управленческие и организационные особенности и общую технологическую базу.

Система управляется и контролируется путем синхронизации положения каждого звена. Компоненты грузового транспорта характеризуются определенными особенностями, присущими только им. Функции в процессе передачи неоднородны и сильно различаются по продолжительности, а отдельные задачи и этапы трансферного процесса тесно связаны друг с другом [6].

Доставка грузов представляет собой сложный многоэтапный и многофункциональный процесс, с большим количеством различных функций, отличающихся эксплуатационной, технической инфраструктурой и экономической неоднородностью. Каждый из этапов доставки товара можно рассматривать самостоятельно. В связи с этим в научной литературе в основном анализируются такие процессы, как перевозка и погрузочно-разгрузочные работы. Количество транспортных средств, используемых для перевозки, является важным вопросом при создании маршрутов доставки продукции потребителям: грузы могут доставляться потребителям одним или несколькими видами транспорта. Технологическая схема перевозки одним транспортом представлены на рисунке 3.

Схема перевозки груза

Рисунок 3 — Схема перевозки груза одним видом транспорта

Технологическая схема перевозки разными видами транспорта представлена на рисунке 4.

Схема перевозки груза

Рисунок 4 — Схема перевозки груза несколькими видами транспорта

Развитие логистики идет рука об руку с развитием концепции логистики и ее принципов. Важнейшее значение для разработки и создания логистической системы имеют принципы, определяющие характер и сущность всего механизма регулирования, особенно его отдельных аспектов. В цепочке поставок движение материальных потоков невозможно, если необходимые запасы не собраны в определенных местах для хранения — складах [4].

Современный склад – это специально оборудованное сооружение, содержащее множество взаимосвязанных элементов, имеющее специфическую структуру и выполняющее функции сбора и распределения товаров между потребителями, а также изменения материальных потоков. При этом склад является лишь составной частью системы цепочки поставок верхнего уровня, которая определяет основные технические требования складской системы, оптимальные операции и рабочие места, условия обработки грузов. В этом случае склад не является автономным, а является составной частью логистической цепочки.

При автоперевозках в роли экспедитора зачастую выступает непосредственно водитель, который должным образом прошел инструктаж и посвящен во все аспекты работы с данным видом груза. Водитель-экспедитор является уполномоченным представителем компании-перевозчика, отвечающим за подготовку груза, оформление сопроводительных документов, контроль за операциями по упаковке и маркировке груза, а также его транспортное сопровождение. Экспедиторское обслуживание призвано переложить заботы об организации грузоперевозки с клиента на плечи профессионалов, что, как правило, является для заказчиков более выгодным, чем самому нести потери времени и средств от столкновения с разного рода проблемами.

В обязанности водителя-экспедитора при сопровождении груза входят:

  • регистрация вложений;
  • контроль и управление упаковкой, маркировкой и подготовкой груза к транспортировке;
  • контроль погрузки и разгрузки товара;
  • оптимизация транспортных маршрутов;
  • обеспечение безопасности перевозок;
  • оперативное уведомление заказчика о местонахождении сопровождающего груза, обеспечение доставки «от двери до двери» и подтверждение получения груза грузополучателем;
  • предоставление всей необходимой товаротранспортной документации, а также вручение клиенту оригинала договора на транспортно-экспедиторские услуги и получение от него подписанного им экземпляра договора.

Сложившаяся практика экспедиторских услуг позволяет субъектам экономической деятельности существенно облегчить свои проблемы, связанные с логистикой.

Различают два вида транспортной логистики:

  • внутренняя (перевозка товаров между филиалами одной организации);
  • внешняя (доставка груза от производителя к потребителю) [3].

Транспортные грузоперевозки делятся на:

  • Унимодальные (используется единственный вид транспорта).
  • Ультимодальные (задействовано несколько видов транспортных средств).
  • Интермодальные (груз перевозит один оператор и несколько перевозчиков).
  • Смешанные (перевозка от одного транспортного средства к другому).
  • Комбинированные (отличаются от смешанных использованием более двух видов транспорта).

Транспортный сервис формируется не только из перевозки и транспортировки, но и показателями доверия клиентов, выражающегося в постоянном сотрудничестве.

Устойчивое становление и конкурентоспособность отечественных и зарубежных транспортных компаний в новых условиях хозяйствования в существенной ступени зависят от использования прогрессивных технологий и наукоёмких разработок, как в реализации транспортных услуг, так и в совершенствовании управления логистическими системами. Становление эксклюзивности транспортных компаний на базе предложения ими клиентам комфортных условий и качественного сервиса является наиважнейшей задачей [1, 5].

Благодаря европейскому опыту управления логистической системой в экономике Российской Федерации, в том числе и в отечественной системе планирования, были сформированы основные направления развития логистической системы:

Сервис, который определяет конечные результаты деятельности транспортной компании.

Менеджмент, благодаря которому обеспечивается механизм функционирования транспортной компании, решаются вопросы формирования и использования необходимых транспортных, трудовых, финансовых, технологических  и прочих ресурсов [9].

Стратегии развития транспортной логистики в России обоснованы, в первую очередь, тем, что их разработка является основой для развития логистических систем, залогом успешной деятельности транспортных компаний и получения прибыли, особенно в современных условиях при имеющихся ограничительных мерах, связанных с нынешней политической ситуацией [2].

Система организации и транспортировки грузов во многом состоит из анализа внешней среды и внутренних возможностей организации. Исходя из внутреннего и внешнего анализа, организация должна сформулировать список целей и стратегии их достижения: транспортная компания должна, как минимум, ежегодно оценивать свои долгосрочные стратегии и при необходимости корректировать их [7].

В настоящее время в мире возникает потребность в новых принципах организации управления логистикой, особенно актуальной она становится в контексте стратегических преимуществ транспортных компаний, в конкурентной борьбе с использованием цифровых технологий.

Значение цифровых технологий возрастает с необходимостью стимулирования экономического и промышленного роста в стране: макроструктурные приоритеты ресурсного обеспечения и распределения, стратегические подходы к определению конкурентоспособности [1], рыночные сигналы и предпосылки национальной конкурентоспособности, что делает индустрию доставки грузов достаточно привлекательной для реализации инновационных технологий и решений.

 Современные цифровые технологии и эффективные коммуникации обеспечивают стремительное развитие международного транспортно-логистического комплекса, применение глобальных компьютерных сетей становится очень важным в индустрии логистики. Благодаря цифровым технологиям повышается эффективность маркетинга, бизнеса и способность потребителя получить достоверную информацию об услугах. Некоторые преимущества цифровых технологий в индустрии транспортной доставки грузов очевидны, особенно в сегменте транспортных услуг.

Внедрение таких технологий в деятельность транспортных компаний будет способствовать расширению возможностей самостоятельного выбора клиентами вида транспорта, режима доставки, определения статуса доставки. В то же время цифровые технологии в индустрии представляют собой систему методов передачи и обработки данных на основе технических средств, которые могут быть использованы для управления логистическими процессами, обслуживания клиентов, сотрудничества с поставщиками, производителями, посредниками, государственными органами и организации партнерских отношений с ними.

Список использованных источников:

  1. Арский, А. А. Сущность и понятие модернизации в теории управления логистическими системами // Маркетинг и логистика. – 2020. – 3 (29). — с. 5-10.
  2. Арский, А. А. Сущность и понятие экономической эффективности в теории управления логистическими системами // Маркетинг и логистика. – 2021. – 4 (36). — с. 5-9.
  3. Гаджинский, А. М. Основы логистики: Учеб. пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2017.
  4. Еналеева-Бандура, И. М. Таможенная логистика: учебное пособие / И. М. Еналеева-Бандура, Г. Л. Козинов, А. Г. Данилов. — Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2017. — 94 c. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94910.html
  5. Левкин, Г. Г. Логистика: теория и практика / Г. Г. Левкин. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 220 c. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/17768.html
  6. Левкин, Г. Г. Коммерческая логистика: теория и практика: учебное пособие / Г. Г. Левкин, Н. Б. Куршакова. — Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. — 336 c. — ISBN 978-5-9729-0732-8. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115238.html
  7. Митропольская-Родионова, Н.В., Конобеева А.Б., Андриянова М.В. Значение стратегического менеджмента в повышении конкурентоспособности и сотрудничества международной компании/В сборнике: Экономическая наука-основополагающая дисциплина всеобщего развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр. 2017. С. 109-112.
  8. Новаков, А. А. Логистика в деталях: учебное пособие / А. А. Новаков. — Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. — 528 c. — ISBN 978-5-9729-0548-5. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115132.html
  9. Съянов, С. Ю. Теория линейных систем автоматического управления : учебное пособие / С. Ю. Съянов. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 174 c. — ISBN 978-5-4497-1884-6. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/127574.html

УДК 658.7

Конобеева А. Б. — кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Московский финансово-юридический университет (МФЮА), Москва, Россия.

E-mail: a.rjabowa@yandex.ru

Самакаева М. Д. — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Московский Международный университет, Москва, Россия.

E-mail: samakaeva-m@yandex.ru

Analysis of the impact of factors on transport logistics in the modern economy

Konobeeva A. — Candidate of Agricultural Science, Associate Professor, Docent, Moscow University of Finance and Law (MFUA), Moscow, Russia.

Samakaeva M. — Associate Professor, Docent, Department of Management, Moscow International University, Moscow, Russia.

Annotation: Efficient transportation management is impossible without the introduction of processes aimed at speeding up transportation, determining optimal routes and minimizing cash costs. It is very important for any enterprise to use modern equipment that will be able to meet new requirements, which are becoming more and more every day, because each type of transport has its own technical, management and organizational features and a common technological base in the form of a specific technical transport system and the elements contained in this system. The influence of many factors causes the need to clearly control the delivery of goods to consumers, because the satisfaction of the buyer depends on this.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Конобеева А. Б., Самакаева М. Д. Анализ влияния факторов на транспортную логистику в современной экономике // Маркетинг и логистика. – 2024. – 3 (53). — с.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».