Качество функционирования транспортно-логистической системы
Люханова Светлана Валерьевна
Аннотация: в статье рассматриваются понятия «качество функционирования ТЛС», «качество управления материальными потоками», выявляются показатели для оценки качества управления материальными потоками. Исследуются современные проблемы и роль государства в текущем управлении транспортно-логистической системой России. Дается характеристика качества транспортно-логистической инфраструктуры.
В современный век высокой востребованности результатов и эффектов от всякой деятельности вопросы качества как будто остаются на втором плане, однако, достижение эффективности чего-либо в ущерб качеству невозможно, так как высокое качество является необходимым условием достижения самого эффекта.
Термин «качество» появился и трансформируется со времен древних философов, которые полагали, что качество отображает сущностную составляющую любого рассматриваемого объекта и отличает один объект от другого. В период 20 века в России при формулировании этого понятия считали, что, если все документированные требования, зафиксированные в различных нормативных законодательных актах выполнены, то высокое качество достигнуто. При этом нормативные законодательные требования и ожидания зачастую базировались на застойной и неперспективной экономической модели развития отраслей и государства и не учитывали живые и реальные потребности людей. 21 век в России ознаменовался сменой экономического, политического, социального уклада жизни. В страну вошли информационные потоки и культура экономически более развитых, но социально и морально дезориентированных западноевропейских, государств, США, качество продукции которых превосходило российские аналоги. Стала общедоступной информация об уровне жизни граждан зарубежных стран, пришло осознание значимости клиентоориентированного подхода в деятельности государства, отраслей, предприятий. В практику деятельности компаний стали внедряться международные стандарты качества, в которых под качеством понимается «степень соответствия совокупности присущих (объекту) характеристик, требованиям (потребителей, законодательным и пр.) [1]. То есть на первый план в определении и достижении уровня качества и его оценке вышел получатель результатов (клиент) и его требования.
Когда речь идет об оценке какой-либо деятельности, системы, то в литературе чаще всего рассматривается и исследуется, как уже выше отмечалось, ее эффективность (результативность), а не качество. Современному миру свойственно желать быстрых и значительных эффектов любым доступным способом и часто в ущерб ожиданиям причастных заинтересованных лиц. Так, например, работодатель может проводить трансформацию в компании, не учитывая мнение своих сотрудников, отраслевые Министерства внедряют новые стандарты и подходы к работе, не интересуясь, как это отобразится на качестве работы непосредственных исполнителей, более того, как сегодня становится ясно, сама модель трансформации российской экономики под европейские стандарты (через Болонский процесс, вхождение в ВТО) не учитывала интересы рядовых граждан страны и уникальность условий жизни, территорий, ресурсов, менталитета людей (так в 1990-2000 годах разрушилось много промышленных предприятий, тысячи людей потеряли работу).
Понятие качества связывается с безупречностью, элитарностью, изменениями к лучшему. При функционировании любой системы всегда есть результат, но он может являться не самым лучшим, тем более не безупречным, показывать малые, почти незаметные изменения и быть вообще не сопоставимым с наилучшими практиками в этой области [2].
Оценка качества предполагает выявление эргономических, экономических, технических и др. показателей, характеризующих объект, определение их значимости с точки зрения влияния на результат и их сравнение с эталонными требованиями, моделью, идеальным состоянием, а также со значениями из существующего уже прошлого опыта. Оцениваемые объекты могут быть однопараметрическими (простыми), например, машины и оборудование и многопараметрическими (сложными), например, предприятие как социотехническая система, любая национальная, региональная, международная система.
Требования формулируются группой потребителей, а также стандартами и другими законодательно-правовыми актами. Требования, как поясняют международные стандарты качества, могут быть установленными (записанными в договорах, условиях сделок или других документах), являться обязательными (законодательные, нормативные) или просто предполагаться, или даже не осознаваться потребителями или другими заинтересованными сторонами. Выполнение изготовителем действий, входящих в зону неосознанных клиентом ожиданий вызывает устойчивую приверженность потребителя и лояльность, следовательно, гарантирует долговременные отношения, заказы и стабильные доходы самой компании.
Транспортно-логистическая система (ТЛС) является многопараметрическим объектом и включает в себя субъектов, осуществляющих транспортно-логистические функции (государственные органы надзора в сфере транспорта, самостоятельные предприятия – члены логистических цепочек) и владеющих на разных правах собственности транспортно-логистической инфраструктурой. Миссией ТЛС является максимальное удовлетворение потребностей граждан России и других стран, имеющих с Россией хозяйственные и иные взаимоотношения в перевозках пассажиров, грузов и наличии сопутствующей им информации [3].
В современной научной литературе практически отсутствует понимание того, что такое качество функционирования транспортно-логистической системы и как его оценивать, что подтверждает научную новизну исследования.
2022 год в России ознаменовался существенными, масштабными изменениями всей транспортно-логистической системы. Многие цепочки поставок разрушились, многие образовались вновь, и этот процесс продолжается и непонятно, являются ли вновь образованные элементы ТЛС эффективными и качественно ли они функционируют. Все это обуславливает актуальность данного научного исследования.
Объектами управления логистических систем любого уровня являются материальные и сопровождающие их потоки (информационные, финансовые, трудовые) в их движении.
Поток – это совокупность движущихся предметов, происходящих в определенный временной промежуток времени явлений [4].
Под материальным потоком рассматривается совокупность товарно-материальных ценностей (ТМЦ), участвующих в различных логистических операциях и само движение продукции на всех стадиях ее формирования: от источников добычи сырья, к производству материалов; от поставщика материалов в производственные цеха и на рабочие места; от рабочих мест на распределительные пункты для формирования готовых к реализации партий товара; от мест временного хранения товаров к конечному потребителю; от конечного потребителя к продавцу и производителю (обратные потоки) [5, 6].
Поток как движущийся объект характеризуется скоростью перемещения, непрерывностью (или дискретностью), равномерностью, наличием (или отсутствием) потерь, а также стоимостью затрат, безопасностью (или наличием риска понести ущерб). В управлении потоками стремятся увеличить скорость потока, сделать его непрерывным, устранить опасность нежелательных изменений, обеспечить равномерность движения и устранить потери [7]. Потоки имеют размерность: объем (количество, масса) и время.
Материальные потоки охватывают: перемещение объектов от поставщиков к производителю и между рабочими местами внутри предприятия; работу, связанную с перегрузкой объектов с одного транспортного средства на другое; приемочный контроль товара по качеству и количеству; размещение и складирование; упаковку и комплектацию грузовых единиц; дальнейшую перевозку потребителям (оперативно-сбытовая работа). Информационные потоки сопровождают материальные и составляют сведения о планировании всех действий по движению, логистических участниках операций и их взаимодействиях, времени осуществления работ, начальных и конечных пунктах и формируемых документах [6].
Под качеством управления материальными потоками будем понимать степень соответствия всей системы организации движения ТМЦ от закупки сырья и материалов до доставки конечному потребителю требованиям и ожиданиям конечных потребителей. При этом конечному клиенту важны: минимальные финансовые затраты; точное количество заказанного товара; точное соответствие наименования прибывших товаров запросу; доступность информации о месте нахождения заказа в процессе его перемещения; готовность к изменению условий платежа и структуры заказа; кратчайшее время получения заказа; неизмененное движением перемещения качество товара; сохранность упаковки и комплектации; отсутствие обмана и мошенничества при совершении сделок; качество обслуживания клиента при выдаче, наличие всех необходимых документов, подтверждающих факт покупки и гарантии послепродажного обслуживания, и не так важно, каким путем и транспортом везут, какие промежуточные логистические операции проходит товар. По сути, перечисленные характеристики и являются показателями для оценки качества управления материальными потоками.
В современных условиях хозяйствования в России особенно важно обеспечивать наличие необходимых товаров для населения, в том числе для вновь присоединившихся к России территорий, взаимосвязь регионов, важно обеспечить подвижность граждан к местам доступного отдыха. Также актуальной задачей является строгий контроль за информационными потоками внутри страны и за информацией из окружающей Россию среды.
Транспортная система нацелена на максимальное восполнение потребностей граждан России и зарубежных стран в своевременных, безопасных перемещениях пассажиров и грузов с обеспечением сохранности, при приемлемой для клиента стоимости и при соблюдении всех других частных требований.
Транспортную систему можно назвать соединительной и системообразующей частью логистической системы, и она также претерпела существенные финансовые потери и внутриотраслевые изменения в 2020 — 2023 г. Так, например, запрет на воздушные сообщения увеличил нагрузку на наземный, водный транспорт; изменилась структура грузооборота в сторону увеличения закупок и продаж в страны Азии, Индию, Турцию, Китай и снижения в страны Евросоюза, развивается параллельный импорт и электронные торговые площадки.
По данным экспертов за 2020-2021 гг. финансовые потери российских транспортных компаний от ограничений на перевозки, связанных с пандемией короновируса, составили 230,3 млрд. руб. (рис. 1) [8].
Россия является самой большой по территории страной Евразии и мира, площадь которой составляет 17,1 млн. км2, что несет за собой большие затраты на транспортировку, снижает связи между жителями разных регионов, усложняет управление страной и препятствует скорейшему развитию инфраструктуры транспорта.
Проблемой транспортной инфраструктуры остается большая изношенность оборудования внутреннего речного транспорта, слабая для современных требований инфраструктура морских портов, недостаточное количество высокоскоростных автомобильных дорог. В условиях санкций имеется высокий риск и большие потери при перемещении по отдельным направлениям, в частности в отношении стран Евросоюза.
В связи с этим в первую очередь в России на среднесрочный период планируется:
- строительство и модернизации сети автодорог общего пользования и скоростных автомагистралей;
- создание новых транспортных коридоров;
- закладка новых железнодорожных линий;
- строительство новых терминалов и ледоколов;
- реконструкция.
В плане исследования вопросов качества функционирования ТЛС сам факт развития, реконструкции, модернизации, увеличения мощностей транспортной инфраструктуры страны уже будет свидетельствовать о повышении качества ее функционирования.
Инфраструктура логистической системы определяется на основе анализа и прогнозирования существующих и будущих материальных потоков, что в ситуации масштабных перемен является делом непростым и требует учета фактора неопределенности и включения периода апробации функционирования новых элементов ТЛС.
При оценке качества функционирования ТЛС следует выделить два направления оценки: качество транспортно – логистической инфраструктуры и качество управления, осуществляемого субъектами ТЛС, выполняющими логистические функции. Качество работы транспортных систем как ключевой составляющей ТЛС может быть оценено в выделенных двух направлениях.
Качество транспортно-логистической инфраструктуры (ТЛИ) – это степень соответствия характеристик отдельных инженерно-экономических комплексов, обеспечивающих транспортно-логистические функции, требованиям потребителей их деятельности и заинтересованных сторон. В данном случае надо рассматривать и внешних клиентов – пользователей транспортно-логистической инфраструктуры (пассажиров, грузовладельцев, грузополучателей, торговых посредников), и внутренних (руководителей процессов и работников депо, вокзалов, складов, терминалов, информационных и диспетчерских центров и т.д.). К заинтересованным сторонам относятся органы государственной власти, независимые экспертные организации, пожарные службы, санэпидемслужбы, органы надзора за безопасностью эксплуатации объектов ТЛИ. Нужно особо подчеркнуть, что в высоком качестве ТЛИ заинтересовано само государство, так как от него зависит социально-экономическое развитие страны, поэтому значительную роль в оценке качества ТЛИ играют нормативно-законодательные требования. В условиях рыночной экономической среды они формируются с учетом ожиданий непосредственных клиентов.
Качество управления, осуществляемого субъектами ТЛС — это соответствие системы управления каждого конкретного субъекта ТЛС (Министерства транспорта РФ, государственных органов надзора и регулирования транспортно-логистической деятельности, конкретных предприятий – участников логистической цепи) требованиям и ожиданиям внутренних стейкхолдеров (персонала, администрации, владельцев последующих транспортно–логистических процессов), планам и программам государства, определяющего экономическое развитие страны, лучшим мировым практикам и достижениям, выявленным в процессе бенчмаркинга.
Поскольку конкретные объекты транспортно-логистической инфраструктуры входят в систему управления субъектов ТЛС как отдельные элементы (в рамках подсистем технического, ресурсного обеспечения), то и их характеристики для оценки качества могут быть рассмотрены в рамках оценки качества системы управления субъектов ТЛС (рис 2). При этом должны рассматриваться требования и ожидания и внешних, и внутренних стейкхолдеров.
Чтобы рассмотреть соответствие системы управления субъектов ТЛС планам и программам государства, необходимо выяснить, какие корректировки в текущем периоде вносятся в планы экономического развития страны.
В условиях жесточайшего санкционного давления на Россию Правительством были приняты определенные решения и скорректированы планы по развитию российской экономики.
- Отменены некоторые избыточные процедуры в контрольнонадзорной деятельности.
- Приняты меры по созданию системы льготного кредитования промышленности и системообразующих организаций, которые потеряли привычные логистические каналы поставок для реализации схем импортозамещения и снижения логистических затрат.
- Созданы «зеленые коридоры» для импорта, ликвидированы ввозные таможенные пошлины и сняты таможенные ограничения на ввоз необходимых населению вещей и лекарств.
- Введены организационно-правовые процедуры сохранения производственных предприятий и меры содействия импортозамещению.
- Для стабилизации ситуации на финансовых рынках введены программы льготного кредитования корпораций, осуществлена грантовая поддержка бизнеса, кредитование критического импорта (продовольственные товары, медикаменты, медтехника) [9].
Государство предпринимает действия для экономии времени осуществления покупок, влияя на временные интервалы материальных потоков, снижает затратную логистическую составляющую, сокращает бюрократические процедуры для диверсификации материального потока, занимается организацией создания новых транспортно-логистических коридоров и взаимодействий, стимулирует создание новых логистических цепей, направленных на замыкание производственных цепочек внутри страны, а также осуществляет переориентацию экспортных материальных потоков на нейтральные (в плане санкционного давления) направления.
Всеми этими действиями государство создает условия для сохранения и улучшения качества управления материальными потоками субъектами ТЛС России.
Таким образом, высокое качество функционирования ТЛС является необходимой составляющей ее эффективности, рассматривается в конечном счете с точки зрения степени соответствия систем управления субъектов ТЛС требованиям и ожиданиям стейкхолдеров и государственным планам и программам, гибко реагирующим на современные вызовы. Оценка качества функционирования ТЛС включает в себя оценку качества транспортно-логистической инфраструктуры как ресурсной и технической составляющей в рамках систем управления конкретных субъектов ТЛС и особый акцент должен быть сделан на оценку качества управления потоками товарно-материальных ценностей и людей (при пассажирских перевозках) и сопутствующими им потоками.
Список использованной литературы:
- ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт РФ. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. https://docs.cntd.ru/document/1200124393.
- Люханова С.В., Морозов Н.М. Качество и эффективность управления: отличия и взаимосвязь // Менеджмент в России и за рубежом № 4, 2015 г.
- Люханова С.В. Строение транспортно-логистической системы // Маркетинг и логистика. – 2020. – 2 (28). — С. 53-64.
- Малый экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики. 2000. 1088 с.
- Еремеева, Л. Э. Транспортная логистика [Электронный ресурс] : учебное пособие : само стоятельное учебное электронное издание / Л. Э. Еремеева ; Сыкт. лесн. ин-т. — Изд. 2-е, дораб. — Электрон. дан. — Сыктывкар : СЛИ, 2017. Режим доступа: http://lib.sfi.komi.com.
- Левкин, Г. Г. Основы логистического менеджмента: учебное пособие / Г. Г. Левкин, Н. Б. Куршакова. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. — 257 с.
- ГОСТ Р 57524-2017. Национальный стандарт РФ. Бережливое производство. Поток создания ценности. https://docs.cntd.ru/document/1200146135
- Киреева В., Пирогова О, Мясникова Е. Логистические тренды 2020–2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки. https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki.
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов https://www.economy.gov.ru/material/file/ea2fd3ce38f2e28d51c312acf2be0917/prognoz_socialno_ekonom_razvitiya_rf_2023-2025.pdf
УДК 331.101.3
Люханова С. В. – к.э.н., доцент кафедры экономики транспорта, логистики и управления качеством ФГБОУ Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия.
e-mail: svetl-05@mail.ru
Quality of functioning of the transport and logistics system
Lukhanova S. — Ph.D., Associate Professor of Transport Economics, Logistics and Quality Management, Omsk State University of Communications, Omsk, Russia.
Annotation: The article deals with the concepts of «quality of management of material flows», «quality of functioning of TLS», reveals indicators for assessing the quality of material flow management. The modern problems and the role of the state in the current management of the transport and logistics system of Russia are investigated. The characteristic of the quality of transport and logistics infrastructure is given.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Люханова С.В. Качество функционирования транспортно-логистической системы// Маркетинг и логистика. – 2023. – 1 (45). — с. 30-42.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».