Китайский План ускоренного строительства сильной аграрной державы до 2035 года: производство, переработка и логистика сельскохозяйственной продукции

Ерохин Василий Леонидович

Аннотация: статья посвящена анализу Китайского плана ускоренного строительства сильной аграрной державы до 2035 года, с особым акцентом на развитие логистики сельскохозяйственной продукции и международное сотрудничество, в частности с Россией. В работе рассматриваются ключевые меры по модернизации производства, переработки и транспортировки сельскохозяйственной продукции, включая оптимизацию цепочек поставок, внедрение цифровых технологий и развитие логистической инфраструктуры для снижения потерь. Особое внимание уделено перспективам российско-китайского сотрудничества в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией, включая расширение торговли зерном, масличными культурами и продуктами глубокой переработки, а также развитие трансграничной логистической инфраструктуры.

В начале апреля 2025 г. ЦК КПК и Госсовет КНР опубликовали «План по ускоренному строительству сильной аграрной державы (2024–2035 гг.)» [11]. Этот документ является стратегической программой Китая по всесторонней модернизации сельского хозяйства и развитию сельских территорий на ближайшее десятилетие. Основная цель плана — превратить сельское хозяйство в надежный фундамент социалистической модернизации страны, обеспечив продовольственную безопасность, технологическую самостоятельность и устойчивое развитие сельских территорий. Ключевые принципы включают укрепление производственного потенциала, инновационное развитие, экологичность, социальную справедливость и поэтапное продвижение к поставленным целям. План охватывает широкий спектр направлений, включая всестороннее укрепление продовольственной безопасности, развитие сельскохозяйственных технологий, модернизацию управления и инфраструктуры, а также международное сотрудничество. Особое внимание уделяется защите пахотных земель, увеличению производства зерна и ключевых сельхозпродуктов, внедрению цифровых технологий и биотехнологий, а также поддержке мелких фермеров и кооперативов. Документ также подчеркивает важность экологизации производства, снижения углеродного следа и сохранения биоразнообразия.

Параметры реализации плана разделены на три временных горизонта: до 2027 г., до 2035 г. и до 2050 г. К 2027 году планируется достичь заметного прогресса в строительстве сильного аграрного государства, обеспечить существенное продвижение в комплексном возрождении сельских территорий, вывести модернизацию сельского хозяйства и сельских районов на новый уровень, укрепить и повысить потенциал стабильного производства и снабжения, усилить научно-техническую и техническую поддержку сельского хозяйства, а также сформировать современную систему сельской промышленности посредством расширения цепочек поставок и добавочной стоимости и повышения международной конкурентоспособности сельского хозяйства.

Ориентирами 2035 года являются обеспечение решающего прогресса в комплексном возрождении сельских территорий, завершение модернизации сельского хозяйства, достижение устойчивого производства зерна и безопасности поставок, модернизация и углубление интеграции сельских промышленных цепочек, обеспечение полной инфраструктурной доступности и равного доступа к медицине, образованию и соцзащите в сельской местности. К середине XXI века планируется полностью построить сильное аграрное государство с такими характеристиками, как надежное продовольственное обеспечение, самостоятельность в научно-технических инновациях, современная инфраструктура и техника, эффективные и интегрированные сельские промышленные цепочки, красивые и культурные сельские ландшафты, высокий уровень жизни фермеров, явные международные конкурентные преимущества, полная интеграция города и деревни, всесторонняя реализация программы возрождения сельских территорий, а также модернизация сельского хозяйства и сельских районов.

Содержание Плана включает в себя 9 разделов, в каждом из которых представлены соответствующие меры реализации положений и ожидаемые параметры достижения целей (табл. 1).

План ускоренного строительства

Таблица 1 — Основные положения Плана ускоренного строительства сильной аграрной державы по разделам. Источник: составлено автором на основе [11].

В рамках политики обеспечения продовольственной безопасности страны Китай делает акцент на защите и улучшении качества пахотных земель [4], строго соблюдая «красные линии» по их площади (124,3 млн га) и качеству. Реализуются меры по борьбе с засолением почв, созданию высокопродуктивных полей в черноземных зонах Северо-Востока, а также модернизации ирригационных систем. Особое внимание уделяется повышению устойчивости сельского хозяйства к стихийным бедствиям и климатическим изменениям, включая программы восстановления деградированных земель и увеличения органического вещества в почвах. Государство реализует стратегии увеличения урожайности зерна на 50 млн тонн, стабилизации производства риса и пшеницы, а также развития масличных культур и альтернативных источников растительных масел. Поддерживается производство овощей, мяса, молочной продукции и аквакультуры. Внедряются специализированные программы для сахарного тростника и натурального каучука, включая механизацию и модернизацию плантаций. В Плане отмечена приверженность усилению ответственности местных органов власти за продовольственную безопасность через механизмы гарантирования доходов фермеров. Модернизируется система государственных резервов зерна, внедряются программы мониторинга и снижения потерь на всех этапах цепочки поставок. Также развиваются нетрадиционные источники продовольствия, такие как древесные культуры, экологическое рыбоводство и биотехнологии, включая производство съедобных грибов и синтетической биологии.

Одним из залогов успешного развития АПК в современных условиях является укрепление научного потенциала сельского хозяйства на основе информационной составляющей [1, 3]. Это включает поддержку фундаментальных исследований, создание иерархической системы инноваций с умеренной конкуренцией, а также прорывы в ключевых областях. В Китае большое внимание уделяется модернизации научной инфраструктуры, включая лаборатории и аграрные вузы, а также коммерциализации достижений через сотрудничество между регионами и усиление защиты интеллектуальной собственности. Развитие системы распространения технологий, сочетающей государственные и коммерческие элементы, также является приоритетом. Планируется реализация программы возрождения семеноводства, создание мировых объектов для сохранения генетических ресурсов и развитие совместных селекционных программ, включая проекты по биоселекции. Также отдается приоритет выведению устойчивых и высокопродуктивных сортов, таких как солеустойчивые культуры и соя с высоким содержанием масел. Важной частью стратегии для Китая является совершенствование систем поддержки, включая защиту новых сортов и строительство современных селекционных баз. Планом предусматривается всесторонняя модернизация сельскохозяйственной техники, включая развитие национального машиностроения, обновление парка техники и создание индустриальных кластеров. Значительное внимание уделяется цифровизации: создание системы мониторинга на основе спутниковых, воздушных и наземных данных, развитие интеллектуальных агротехнологий и реализация проектов цифровизации на крупных предприятиях, включая внедрение IoT, AI и автоматизацию процессов.

В части совершенствования системы управления сельским хозяйством акцент делается на интеграцию мелких фермеров в производственные и логистические цепочки. Основные меры включают продление земельной аренды до 30 лет с совершенствованием нормативной базы, реформу системы землепользования с разделением прав собственности, аренды и хозяйствования, а также защиту прав фермеров. Поощряются кооперация среди мелких производителей и совместное хозяйствование. В Плане также рассматриваются новые формы сельскохозяйственного управления, такие как развитие семейных ферм, поддержка кооперативов и их объединений, а также совершенствование системы землепользования. Особое значение придается связи государственной поддержки с доходностью фермеров, включая субсидии за создание рабочих мест и технологический трансфер. Дополнительные меры включают повышение агропромышленной интеграции через модернизацию снабженческо-сбытовых кооперативов и оптимизацию государственных хозяйств.

В Раздел V Плана включены меры по комплексной модернизации аграрной производственной системы, в том числе за счет развития секторов переработки и логистики сельхозпродукции (табл. 2). Стратегия включает модернизацию перерабатывающей отрасли через развитие национальной системы НИОКР, внедрение ресурсосберегающих технологий и расширение ассортимента высококачественных продуктов. Предполагается, что логистическая инфраструктура будет улучшена за счет оптимизации распределительных систем, строительства холодильных центров в ключевых районах и развития полевых холодильных мощностей в сельской местности. Также предусмотрено создание интегрированной системы доставки (уезд-округ-деревня), привлечение крупных платформ электронной коммерции и внедрение инновационных моделей сбыта, таких как прямые поставки и трекинг качества продукции. Основное внимание уделяется совершенствованию производственных стандартов, включая селекционное улучшение сортов и пород, стандартизацию производства и увеличение доли экологически чистой продукции. Разрабатывается программа стандартизации с системой оценки качества и сертификации. Брендинг включает создание региональных, корпоративных и продуктовых брендов с акцентом на высокое качество и узнаваемость.

Комплексная модернизация аграрной производственной системы

Таблица 2 — Содержание Раздела V «Комплексная модернизация аграрной производственной системы». Примечание: *авторская интерпретация и оценка. Источник: составлено автором на основе [11].

Планируется ускоренное развитие специализированного растениеводства и животноводства с акцентом на экологичные технологии и уникальные местные сорта. Возрождение традиционных ремесел включает поддержку мастерских, подготовку мастеров и модернизацию технологий. Культурно-историческое наследие используется как экономический ресурс через развитие этно-гастрономического туризма и создание тематических кластеров. Интеграция сельской промышленности предполагает оптимизацию производственной цепочки, поддержку ключевых игроков рынка и развитие новых бизнес-моделей, таких как агротуризм и фермерские школы.

Наряду с признанием необходимости развития внутренней инфраструктуры производства, переработки и транспортировки сельскохозяйственной продукции Китаем заявляется приверженность углублению международного сотрудничества в данных секторах, что открывает перспективы для развития трансграничной торговли [6, 7]. В последние годы трансграничная торговля сельскохозяйственной продукцией между Россией и Китаем демонстрирует устойчивый рост [5]. Основу экспорта составляют зерно, растительные масла, рыба и мясо [9]. В 2023 г. объем поставок превысил $7 млрд, чему способствовало развитие логистических маршрутов – железнодорожных, морских и автомобильных переходов, таких как Забайкальск / Маньчжурия и Благовещенск / Хэйхэ. Перспективы развития торговли связаны с расширением ассортимента, включая мясную и молочную продукцию, а также органические товары [2]. Китай постепенно снимает ограничения на ввоз российской говядины, свинины и птицы, открывая новые возможности для российских экспортеров. Одновременно растет интерес к глубокой переработке – поставкам рапсового и льняного масла, дикоросов и экологически чистых продуктов.

В долгосрочной перспективе Россия может значительно увеличить свою долю на китайском рынке, особенно в секторах зерна, масличных культур и морепродуктов. Ключевую роль в увеличении товарооборота будут играть инфраструктурные проекты. Строительство новых мостов (например, Нижнеленинское / Тунцзян) и модернизация портов Дальнего Востока позволяют ускорять поставки, а цифровизация таможенных процедур снижает издержки [8, 10]. Для реализации потенциала необходимо дальнейшее развитие транспортной сети, повышение качества продукции и активное продвижение российских товаров в Китае.

В свою очередь, Китай также стремится позиционировать себя на мировом рынке не как сырьевого экспортера, но как поставщика продуктов с высокой добавленной стоимостью, в частности, сельскохозяйственных товаров глубокой переработки и нишевых высококачественных продуктов. Для развития такой торговли необходимо внедрение международных стандартов качества и развитие агросервисной торговли, включая консалтинговые услуги и технологический аудит. Для привлечения иностранных инвестиций в агросектор планируется либерализация доступа и использование специальных экономических зон, таких как зоны свободной торговли и свободный порт Хайнань. Пилотные зоны позволят тестировать инновационные решения. Эти меры направлены на создание благоприятных условий для инвестиций и технологического обмена, что укрепит возможности для международного сотрудничества.

Список использованных источников:

  1. Арский А.А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – 2015. – № 3 (31). – С. 48-51.
  2. Арский А.А. Трансграничное сотрудничество Российской Федерации и КНР в области органической продукции // Маркетинг и логистика. – 2020. – № 1 (27). – С. 5-11.
  3. Арский А.А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2022. – № 1. – С. 16-21.
  4. Гао Т., Ерохин В.Л., Иволга А.Г. Политика Китая в сфере обеспечения продовольственной безопасности: современные вызовы // Вестник АПК Ставрополья. – 2018. – № 1 (29). – С. 111-116.
  5. Джиоева М.А., Айдарова Н.Г. Состояние и перспективы торговли Российской Федерации и Китая сельскохозяйственной продукцией на современном этапе // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 12 (141). – С. 48-54.
  6. Ерохин В.Л. Роль логистики в повышении уровня технологического развития сельского хозяйства: пример Китая // Маркетинг и логистика. – 2024. – № 5 (55). – С. 5-13.
  7. Ерохин В.Л., Гао Т. Сотрудничество регионов Дальнего Востока и Сибири с Китаем в сфере сельского хозяйства: эффекты для продовольственной безопасности // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2019. – № 4. – С. 103-115.
  8. Иванов А.А., Глазков М.А., Филонов А.Д. Таможенно-логистическая составляющая внешней торговли России и Китая // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 4-2 (79). – С. 10-13.
  9. Кафтулина Ю.А., Бодрова С.С. Анализ структуры современной внешней торговли России и Китая // Экономика и менеджмент систем управления. – 2024. – № 1 (51). – С. 16-22.
  10. Фань Ж. Влияние упрощения процедур торговли на импортную и экспортную торговлю между Китаем и государствами-членами ШОС // Проблемы экономики и юридической практики. – 2023. – № 4 (119). – С. 216-229.
  11. The State Council of the People’s Republic of China. Plan for Accelerated Building a Strong Agricultural Nation. Available at https://www.gov.cn/zhengce/202504/content_7017469.htm

УДК 338.43.02

Ерохин В. Л.– кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики и менеджмента, Харбинский инженерный университет, Харбин, КНР.

E-mail: basilic@list.ru

China’s 2035 Plan for Accelerated Building a Strong Agricultural Nation: Production, Processing and Logistics of Agricultural Products

Erokhin V. – Associate Professor, School of Economics and Management, Harbin Engineering University, Harbin, China.

Annotation: The paper analyzes China’s  Plan for Accelerated Building a Strong Agricultural Nation by 2035, with a particular focus on the development of agricultural logistics and international cooperation, especially with Russia. The study examines key measures for modernizing production, processing, and transportation of agricultural products, including optimizing supply chains, implementing digital technologies, and building logistics infrastructure to reduce losses. Special attention is given to the prospects of China-Russia cooperation in agricultural trade, covering the expansion of trade in grain, oilseeds, and value-added processed products, as well as the development of cross-border logistics infrastructure.