Оптимизация временного хранения импортных товаров в России
Худжатов Микаил Бекзадаевич
Аннотация: в статье исследуются особенности временного хранения иностранных товаров, ввезенных на территорию России для внутреннего потребления. Введение странами Запада большого количества антироссийских санкций оказывает серьезное влияние на таможенную логистику в России. В частности, усиливается значение международных железнодорожных перевозок, при этом у российских участников внешнеэкономической деятельности возникают сложности с временным хранением ввозимых товаров по причине нехватки закрытых складов временного хранения. В этой связи в статье обоснована целесообразность использования открытых площадок в качестве складов временного хранения. Авторские рекомендации позволяют оптимизировать на практике таможенную логистику в части временного хранения иностранных товаров, ввозимых на территорию России.
Временное хранение товаров является промежуточным этапом таможенного оформления иностранных товаров, который следует за прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС и предшествует таможенному декларированию товаров. Временное хранение товаров позволяет участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подготовиться к таможенному декларированию товаров в целях их дальнейшего выпуска [1].
В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС этап временного хранения применяется только при импорте иностранных товаров в страны ЕАЭС. При этом основным местом временного хранения товаров считаются склады временного хранения (СВХ). Важно отметить, что в качестве СВХ могут применяться не только складские помещения, но также открытые площадки [2].
В условиях антироссийских санкций происходят значительные изменения в таможенной логистике. В частности, усиливается роль международных железнодорожных перевозок, с помощью которых иностранные товары доставляются в города России преимущественно в контейнерах [4]. При этом у российских участников ВЭД возникают сложности с временным хранением ввозимых товаров по причине нехватки СВХ в виде складских помещений. Это приводит к затягиванию сроков временного хранения товаров, увеличению расходов участников ВЭД и, следовательно, к повышению цен на импортные товары [3]. Необходимость решения обозначенных проблем обусловила актуальность данной статьи.
В условиях чрезмерной загруженности складских помещений и невозможности оперативной выгрузки прибывших контейнеров на железнодорожные терминалы России, хранение контейнеров на открытых площадках, используемых в качестве СВХ, может помочь оптимизировать расходы на таможенную логистику [5]. Такие терминалы круглосуточно находятся под охраной, огорожены со всех сторон и оборудованы камерами видеонаблюдения. Также терминалы находятся в непосредственной близости (до 40 км) к станциям прибытия контейнерных поездов на Московском железнодорожном узле: Ворсино, Белый Раст, Ховрино, Электроугли, Селятино, Силикатная, Купавна. В результате временное хранение иностранных товаров на открытых площадках, используемых в качестве СВХ, может обеспечить бесперебойность импортных поставок из Китая в Россию [6].
Рассмотрим на примере крупнейшего в России Московского железнодорожного узла типы и особенности железнодорожных терминалов. На рисунке 1 показана географическая локация терминалов Московского железнодорожного узла [7].
Склады временного хранения играют важную роль в таможенной логистике [8]. Типы железнодорожных терминалов и особенности использования их открытых площадок в качестве СВХ отражены на рисунке 2.
Далее необходимо обосновать экономическую целесообразность использования в качестве СВХ открытых площадок железнодорожных контейнерных терминалов. Расчёты экономической целесообразности приведены в таблице 1.
Согласно расчетам из таблицы 1 временное хранение иностранных товаров на открытых площадках железнодорожных контейнерных терминалов, используемых в качестве СВХ, выгоднее с экономической точки зрения. При этом еще раз отметим, что временное хранение иностранных товаров на открытой площадке терминала разрешено таможенным законодательством ЕАЭС [9].
Таким образом, практическая реализация авторских рекомендаций позволит оптимизировать таможенную логистику в части временного хранения иностранных товаров, ввозимых на территорию России.
Список использованных источников:
- Насиров Ю.З., Шпак Т.И. Особенности временного хранения товаров // Матрица научного познания. 2020. № 9-1. С. 50-52.
- Неижмакова Л.С., Чуприна Д.А. Особенности совершения таможенных операций, связанных с временным хранением товаров // Матрица научного познания. 2021. № 1-2. С. 150-154.
- Спартак А. Н. Переформатирование международного экономического сотрудничества России в условиях санкций и новых вызовов // Российский внешнеэкономический вестник. – 2023. – № 4. – С. 9-35. – DOI 10.24412/2072-8042-2023-4-9-35.
- Арский А.А. Организация логистических трансформационных центров международной торговли // В сборнике: Государство, экономика, бизнес: стратегия будущего в условиях санкционного давления. материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 10-13.
- Худжатов М.Б. Направления развития сфер применения складов временного хранения таможенных органов Российской Федерации // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2020. № 3. С. 83-92.
- Ефимов А.В. Институт владельца склада временного хранения товаров: современное состояние и перспективы развития // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 1 (52). С. 808-812.
- Владимирова Е.П. Технологии временного хранения товаров // Академическая публицистика. 2021. № 11-2. С. 120-122.
- Соленая С.В., Рощина Л.Н., Кирносов К.Е. Роль и значение складов временного хранения в развитии внешнеэкономической деятельности // Финансовые исследования. 2022. № 2 (75). С. 111-123.
- Ткаченко Д.С. Состояние и перспективы развития таможенной инфраструктуры, используемой в целях временного хранения товаров // Международный научный студенческий журнал. 2021. № 12. С. 413-416.
УДК 339.5
Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Таможенное дело и право» Московского финансово-юридического университета МФЮА, Москва, Россия.
e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru
Optimization of temporary storage of imported goods in Russia
Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor, Professor of the Department of Customs and Law of the Moscow University of Finance and Law (MFUA), Moscow, Russia.
Annotation: The article examines the features of temporary storage of foreign goods imported into Russia for domestic consumption. The introduction of a large number of anti-Russian sanctions by Western countries has a serious impact on customs logistics in Russia. In particular, the importance of international rail transport is increasing, while Russian participants in foreign economic activity have difficulties with the temporary storage of imported goods due to the lack of closed temporary storage warehouses. In this regard, the article substantiates the feasibility of using open areas as temporary storage warehouses. The author’s recommendations allow optimizing customs logistics in practice in terms of temporary storage of foreign goods imported into Russia.