Особенности развития бюджетных бутик отелей в современной индустрии гостеприимства

Диана Владленовна Кочеткова 

Аннотация: В научной статье рассмотрена концепция бутик-отелей; дано определение бутик-отеля, с акцентом на избежание стандартных идей; сгруппированы отличительные черты; выявлены основные характеристики. Исследованы факторы мотивации, влияющие на выбор отеля у путешественников. Отражены результаты анализа стоимостных факторов, а также факторов дизайна. Сделан вывод, что на современном этапе усиления конкуренции на рынке гостиничных услуг появление бутик-отелей – это своеобразный виток в эволюционном развитии гостиничного хозяйства.

Бутик отель Пастель

Рисунок 1. Бутик отель Пастель в Екатеринбурге

 Фото взято по ссылке: http://ekt.hotel.uralregion.ru/pastel/02.jpg

Концепция бутик-отелей была разработана в 1980-х как реакция на растущую стандартизацию в гостиничной индустрии, что в свою очередь являлось результатом развития крупных гостиничных сетей во всем мире в 1970-х годах.[1] Бутик-отель сектор сегодня по-прежнему постоянно растет, но в результате развития в текущих непростых экономических условиях и стремлению людей к тренду «без излишеств и шика» появился новый формат отелей, так называемый бюджетный бутик отель, удовлетворяющий потребности сторонников нишевых, несетевых отелей, которые стремятся к более индивидуализированному подходу.  В ответ на эту тенденцию начался бум бутик-отелей, ориентированных на дизайн, стремящихся быть непохожими на большинство. В последнее время понятие «бутик-отель» размывается, его используют в маркетинговых целях для улучшения привлекательности гостиниц. Проблема заключается в том, что настал момент, когда появилось столько дизайнерских отелей, что они сами стали стандартом, поэтому гостиничные операторы вынуждены были снова искать способ выделиться.

Нелегко определить, что такое бутик-отель, так как сама концепция такого отеля была создана именно для того, чтобы избежать стандартных идей и способствовать дифференциации. В общем, бутик-отели имеют максимум 100 номеров, как правило, специально для того, чтобы иметь возможность обеспечить индивидуальный подход и отличный сервис поддержки. Они обычно имеют уникальный дизайн и рассматриваются как альтернатива обычным отелям. Как известно качество всегда имеет свою цену, поэтому как правило, бутик-отели это большей частью высококлассный и роскошный сегмент гостиничного бизнеса.

Так, например, известный журнал HVC связывает определение бутик-отелей с такими словами, как «уникальный», «модный», «крутой», «дизайн-ориентированный», «теплый», «познавательный», «хай-тек» и «эксклюзив» и отели, которые не попадают в категорию «бутик», как «традиционный», «безличный», «конформистский», «стандартный» и «лоу-тек». Этот новый вид отелей привнес в гостиничную индустрию много свежих идей, сохраняя сектор по-прежнему очень популярным. Кроме того, международные сети, также начали разрабатывать собственные бутик-отели (например, компании Starwood и W Hotels), это привело к становлению более конкурентного рынка, представляющего собой большой фактор мотивации для бутик-отелей, стремящихся постоянно улучшать свои предложения, ведь первоначальная цель бутик-отелей — это возможность выделиться и привнести что-то новое и уникальное. Безусловно, унификация дает брендам существенные преимущества в борьбе за клиента по сравнению с независимыми отелями, сохраняющими свою индивидуальность, поскольку большинство путешественников опасается неизведанного и предпочитает знакомые стандартные чистые номера с удобной постелью и качественным обслуживанием. Пользуясь же услугами отеля, носящего известное имя, клиент, уже проживавший ранее в отеле этой цепи хорошо представляет себе, что его ожидает, и, как следствие, при выборе отеля ориентируется на предшествующий положительный опыт.

Исследования рынка показали, что уже несколько лет многочисленные клиенты стали более осторожными в расходовании своих денег и это конечно отражается на индустрии размещения. Низкая цена, отсутствие излишеств, бюджет — это слова с которыми знаком каждый, работающий в том или ином секторе туризма (авиалинии, отели, рестораны и т.д.) в эти трудные экономические времена. Ввиду сложившихся обстоятельств сегмент бутик-отелей, даже если по-прежнему растет, становится все более и более исключительным и, в основном, привлекает богатых гостей, которые хотят и могут себе позволить тратить больше, чтобы остановиться в таких отелях.

Таким образом, можно констатировать, что в последнее время массово формируется в сфере туризма новый тренд и звучит он как «без излишеств и шика». Понятие «без излишеств» на данный момент  имеет основополагающее значение для большинства туристов, в связи с чем авиакомпании, гостиницы и другие туристические секторы теперь должны найти новые способы, чтобы дифференцировать себя и создать интересные предложения для потенциальных клиентов, которые ищут больше, чем просто скидку. Поэтому они часто добавляют специальные услуги или привилегии, чтобы противостоять конкуренции и удержать свою нишу на рынке. Следуя этой тенденции, сформировался новый тип отеля — бюджетный бутик-отель. Цель такого отеля — предложить, исходя из определения бутик-отеля, высокий уровень обслуживания клиентов и уникальный дизайн или концепцию, наряду с низкими ценами (рис. 1).

Цены в такого рода отеле не будут такими низкими, как в общежитиях или отелях типа «кровать и завтрак», но они будут держаться на приемлемом для туриста значении. Это возможно ввиду того, что стоимость разработки и строительства  бюджетного бутик-отеля значительно ниже, так как номера несколько меньше, чем в обычных отелях или стандартных бутик-отелях, что поваляет сделать цену более гибкой. Также такие отели реже сталкиваются с вопросом, касающимся строительного пространства, так как для бюджетных бутик-отелей наличие только небольших комнат или помещений не является проблемой.

Например, группа СitizenM, представлена современными бюджетными бутик-отелями, относящимися к категории “доступная роскошь”, и расположенными в Амстердаме, Глазго и Лондоне, Нью-Йорке и Париже. Она предлагает номера меньше, чем в большинстве обычных отелей, но с уникальным дизайном и возможностями настройки номера под потребности индивидуального клиента, например, создание атмосферы: «легкое настроение» или «уютный вечер» и др. Отели этой группы также предлагают 24-часовое питание и напитки, услуги помощи на протяжении 24 часов, возможность самостоятельной регистрации, бесплатный беспроводной доступ в интернет, сейф и т.д. Такие дополнительные услуги позволяют им дифференцировать себя и быть конкурентоспособными. Другие примеры бюджетных бутик-отелей —  мелкий бутик-отель W от Starwoods или разные отели от Yotel с их «каютами», расположенными в трех европейских аэропортах, отель Индиго, созданный сетью Интерконтиненталь, двадцати пяти часовые отели в Германии.

В мире, где бренд зачастую имеет большую силу, чем любые другие критерии выбора,  поиск новых способов выделиться для бутик отелей, привел отельеров к решению работать с признанными торговыми марками. Так, например, дизайнерский дом Армани и застройщик Emaar, совместно развивают бренд Armani Hotel and Residences (рис. 2).

Armani бутик отель в Дубаи

Рисунок 2. Armani бутик отель в Дубаи

Фото взято по ссылке: http://jobsindubaie.com/wp-content/uploads/2017/04/armani.jpg

Для категории бюджетных бутик-отелей здесь также существует возможность завоевать свою долю рынка, выбирая бренд, соотносящийся по цене и качеству с концепцией отеля.[5] Отличным решением для небольших бюджетных бутик-отелей, на мой взгляд, является партнерство с такими брендами, как  Zara или Massimo Duty, Nespresso и другими, с условием присутствия в одном регионе только одного отеля (рис. 3).

Zara бутик отель в Будапеште

Рисунок 3. Zara бутик отель в Будапеште

 Фото взято по ссылке: http://dbc-grp.com/wp-content/uploads/2017/04/zara-hotel-budapest-05.jpg

Таким образом, мы удовлетворяем потребность гостя в отеле «без излишеств и шика», но со своей изюминкой, и исходя из названия позволяем ему сделать вывод о цене, так как гость будет первоначально оценивать бренд, а затем перекладывать свои ассоциации с этим брендом, в том числе и ценовые, на отель.

В заключение стоит отметить важность конкуренции на рынке гостиничных услуг, заставляющей предприятия активно выстраивать свою деятельность основываясь на принципах гостеприимства, успешного маркетинга и брендинга. Бутик-отель был и до сих пор является значительным изменением в секторе размещения наряду с крупными сетевыми отелями, стремящимися стандартизировать свои предложения. Данная тенденция повлекла за собой бурное развитие сектора бутик-отелей, в результате, чего и среди бутик-отелей начали появляться стандартные штампы, что является взаимоисключающими понятиями. Конкуренция в этом секторе будет становиться все более агрессивной, и эффективное развитие новых брендов будет более трудной задачей. Это привело к необходимости поиска новых способов быть разными, одним из которых можно считать привлечение известного бренда к сотрудничеству. Конечно, трудно сказать, какими будут итоговые результаты развития новых брендов по сравнению с партнерством с известными брендами, поскольку это зависит от ряда факторов, в том числе от типа и стоимости отеля. Однако неоспоримо то, что в то время как большинству отелей требуется несколько лет для развития узнаваемого бренда, отелю, который изначально ассоциировал себя с тем или иным брендом времени потребуется гораздо меньше.

Список использованной литературы:

  1. Организация обслуживания в гостиницах / Ехина М. А. – Москва: Изд-во Академия, 2008. 207 с.
  2. Организация сферы туризма: Учебное пособие. – Издание 2-е / Каурова А.Д. – СПб.: Изд-во «Издательский дом Герда», 2006. 320 с.
  3. Гостиничный бизнес : учебник : [гриф УМЦ] / С. Медлик, Х. Инграм ; Пер.с англ. А. В. Павлов. – Москва: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 224 с.
  4. Новые отели. Лучшие проекты мира / Пер. с англ. Викер Г. — Москва: Изд-во Жигульского, 2008. 256 с.
  5. Жильцова О. Н. Особенности развития современного PR в России // Маркетинг и логистика. 2-16. № 4 (6). С. 38-43.

УДК 338.48

Д. В. Кочеткова — студентка магистратуры группы УТКиТ 2-1м, ФМТСиГБ, ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия

E-mail: kochetkova.diana@mail.ru

Научный руководитель – Р. Ю. Стыцюк, д.э.н., профессор, кафедра «Международный туризм, гостиничный бизнес и социальный менеджмент», ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия

Features of the development of budget boutique hotels in the modern hospitality industry

D. Kochetkova — master of gr. UTKiT 2-1m, FITSBHI, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Scientific adviser – R. Stytsyuk, Doctor of Economics, professor, the department «International tourism, hotel business and social management», Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract: The work presents an analysis of the segment of high quality accommodation in order to identify opportunities for the development of new kinds of hotels in the industry and building further predictions about the development of the above-mentioned market segment. The development of the hotel industry has a long history and is rooted in the distant past. Boutique Hotel — a new phenomenon in the market of hotel services, but you can not just call it a tribute to fashion. Fashion is changeable, and modern marketing is focused on the personalization of each proposal and individual work with the consumer, who demand only increases. Therefore, the new format is considered by experts as the next step in the development of the industry as a whole.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Кочеткова  Д. В. Особенности развития бюджетных бутик отелей в современной индустрии гостеприимства // Маркетинг и логистика. – 2017. – №5 (13). – с. 47-55.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».