Особенности таможенного декларирования товаров: изделия из натурального меха

Микаил  Бекзадаевич  Худжатов

Аннотация: В статье рассматриваются современные особенности совершения таможенных операций в отношении меховых изделий. Проводится анализ основных сведений, подлежащих таможенному декларированию при ввозе меховых изделий на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

В сентябре 2015 г. государства — члены Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) заключили Соглашение о реализации в 2015 — 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха».[1]

С 1 апреля 2016 года в Российской Федерации проводился эксперимент по маркировке предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, находящихся в обороте на территории РФ. Эксперимент проводился на добровольной основе.[2]

Позже российское законодательство ратифицировало данное соглашение Федеральным законом от 26.04.2016 N 105-ФЗ. Кроме того, Соглашение было ратифицировано всеми государствами — членами ЕАЭС и вступило в силу 12 августа 2016 года.

В связи с вступлением в силу Соглашения о реализации в 2015 — 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», подписанного в г. Гродно 8 сентября 2015 г., в Российской Федерации маркировка предметов одежды из натурального меха стала обязательной.

В соответствии с Протоколом от 23 ноября 2016 г. действие вышеуказанного соглашения продлевается до 31 декабря 2018 года.[3]

Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха, подлежащие обязательной маркировке, включены в товарную позицию 4303 единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС). Структура товарной позиции 4303 ТН ВЭД ЕАЭС представлена в таблице 1.

Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками

Таблица 1. Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками [4]

Правила маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками (далее – КИЗ) по товарной позиции «4303» не распространяются [5]:

а) на транспортировку товаров, помещенных под таможенные процедуры, при их вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС;

б) на транспортировку товаров под таможенным контролем;

в) на транспортировку и хранение проб и образцов товаров в необходимых количествах, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия таких проб и образцов требованиям технических регламентов и нормативных технических актов в области стандартизации;

г) на товары, ввезенные на территорию РФ участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;

д) на товары, являющиеся иностранной безвозмездной (гуманитарной) помощью, зарегистрированной в установленном порядке;

е) на транспортировку и хранение товаров, приобретенных в рамках розничной торговли и возвращенных продавцам покупателями, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров;

ж) на реализацию (продажу) товаров в магазинах беспошлинной торговли;

з) на хранение товаров, находящихся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, на складах временного хранения и таможенных складах;

и) на хранение и использование товаров их производителями;

к) на хранение товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими комиссионную торговлю товарами на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров, до предложения таких товаров для продажи;

л) на приобретение, хранение, использование, транспортировку и продажу товаров, изъятых, арестованных, конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом, и товаров, взыскание на которые обращено в счет неисполненных обязательств;

м) на транспортировку, хранение и использование физическими лицами товаров, ввезенных в качестве товаров для личного пользования и приобретенных в рамках розничной торговли;

н) на ответственное хранение товаров, принадлежащих физическим лицам и приобретенных ими для личного пользования, и иные услуги, не связанные с реализацией (продажей) товаров.

В настоящее время участники ВЭД имеют право выбора относительно места нанесения КИЗ на меховые изделия: на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами.

Порядок действий при ввозе в Российскую Федерацию товаров, подлежащих маркировке с КИЗ, установленными за рубежом, начинается с экспорта контрольных (идентификационных) знаков. При вывозе КИЗ для их нанесения на готовые изделия из меха за рубежом, КИЗ подлежат декларированию в установленном порядке. При этом:

– декларация на товары (далее – ДТ) подается в таможенный орган, правомочный в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле регистрировать ДТ [6];

– в графе 44 ДТ с кодом вида документа «01092» указываются реквизиты нотификации, полученной у АО «Гознак». В настоящее время АО «Гознак» также является эмитентом контрольных (идентификационных) знаков.[5]

Далее после ввоза меховых изделий с установленными КИЗами осуществляется таможенное декларирование товаров с нанесенной маркировкой на готовые изделия из натурального меха с учетом следующих особенностей:

  1. При заполнении декларации на товары в графу 31 под номером 10 вносятся все номера КИЗ (для каждого товара).[7]
  2. После занесения информации о номерах КИЗ, ДТ подается в таможенный орган, правомочный в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле регистрировать ДТ.[6]
  3. При ввозе меховых изделий с установленными КИЗами указание реквизитов нотификации в ДТ не требуется.[5]

Теоретически таможенное декларирование определяется как процедура юридического оформления перемещения товаров через таможенную границу, а также товаров, уже перемещенных через таможенную границу, либо иных товаров, которые подлежат таможенному декларированию.[8]

Порядок действий при ввозе в Российскую Федерацию меховых изделий, подлежащих маркировке, без установленных КИЗ отражен на рисунке 1.

Порядок действий при ввозе в Российскую Федерацию товаров, подлежащих маркировке

Рисунок 1. Порядок действий при ввозе в Российскую Федерацию товаров, подлежащих маркировке без установленных КИЗ

На первом этапе участнику ВЭД необходимо получить контрольные (идентификационные) знаки, изготовляемые эмитентом (в настоящее время — АО «Гознак»).

Далее на втором этапе следует промаркировать изделия из натурального меха контрольными (идентификационными) знаками до подачи декларации на товары. Маркирование изделий может осуществляться на таможенном складе или на СВХ в рамках совершения предварительных операций, что должно быть учтено и при логистическом проектировании участниками внешнеэкономической деятельности.[11] При этом, уполномоченным лицом в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, подается  заявление, в котором указывается, что ему необходимо провести маркирование товаров (п. 2 ст. 171 Таможенного кодекса ТС) [9]. В этом же заявлении указываются необходимое оборудование, которое лицо будет использовать для нанесения меток, перечень лиц, которые должны быть допущены в зону таможенного контроля для совершения операций по маркировке товаров.

На третьем этапе при заполнении декларации на товары в графу 31 под номером 10 вносятся все номера контрольных (идентификационных) знаков (для каждого товара).[7]

На четвертом этапе осуществляется подача декларации на товары. ДТ подается в таможенный орган, правомочный в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле регистрировать ДТ.

Необходимо отметить, что указание реквизитов нотификации на КИЗ в декларации на товары в данном случае не требуется.

В соответствии с решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 г. № 8 сведения о контрольных (идентификационных) знаках указываются в графе 31 декларации на товары под номером 10 для товаров [10]:

— включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2015 г. № 70;

— помещаемых под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления.

В указанной графе указывается:

— количество нанесенных контрольных (идентификационных) знаков;

— их идентификационные номера (идентификаторы) — после двоеточия через знак разделителя «,» без пробела.

Идентификационные номера (идентификаторы) нанесенных контрольных (идентификационных) знаков, следующих подряд, указываются путем проставления через знак разделителя «-» первого и последнего номера соответствующего диапазона [10].

В случае если маркировка контрольными (идентификационными) знаками товаров, помещаемых под таможенные процедуры реимпорта и выпуска для внутреннего потребления, будет осуществляться после выпуска товаров, вместо количества нанесенных КИЗов и их идентификационных номеров (идентификаторов) указывается 2-значный буквенный код «ПВ».

Еще одна особенность таможенного декларирования меховых изделий касается графы 33 ДТ «Код товара».[7] Во втором подразделе данной графы указывается буква «M», если декларируемые товары включены в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками, но требования о маркировке контрольными (идентификационными) знаками на них не распространяются (эти случаи указаны в статье выше).

Таким образом, при ввозе на территорию РФ меховых изделий, подлежащих обязательной маркировке КИЗами, особенности таможенного декларирования данных товаров связаны с местом нанесения КИЗов на товары:

1) если КИЗы устанавливаются на товары за пределами таможенной территории ЕАЭС, то сначала подается ДТ на экспорт КИЗов, а после ввоза промаркированных товаров подается ДТ на меховые изделия;

2) если КИЗы устанавливаются на товары на таможенной территории ЕАЭС, то сначала осуществляется ввоз немаркированных товаров с размещением на СВХ или таможенный склад, где товары маркируются, а затем подается ДТ на меховые изделия с маркировкой КИЗами.

Участникам ВЭД следует учитывать рассмотренные в статье особенности декларирования изделий из натурального меха, поскольку реализация вышеизложенных положений на практике позволяет значительно ускорить процесс выпуска товаров.[12]

Список использованной литературы:

  1. Соглашение о реализации в 2015 — 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» // СЗ РФ, 2016, № 35, ст. 5290.
  2. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2016 № 235 «О проведении эксперимента по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» // СЗ РФ, 2016, № 14, ст. 1995.
  3. Протокол о продлении срока действия Соглашения о реализации в 2015 — 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 года // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org. – Дата доступа: 9 января 2017 г.
  4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: www.tsouz.ru. – Дата доступа: 9 января 2017 г.
  5. Информационный портал ФТС России для участников ВЭД // [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://ved.customs.ru/. – Дата доступа: 9 января 2017 г.
  6. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ, 29.11.2010, № 48, ст. 6252.
  7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: www.tsouz.ru. – Дата доступа: 9 января 2017 г.
  8. Худжатов М.Б. Совершенствование таможенного контроля при ввозе предметов одежды на таможенную территорию Таможенного союза // Маркетинг и логистика. – 2016. – №4(6). – с. 87-94.
  9. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ, 2010, № 50, ст. 6615.
  10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 г. № 8 «О внесении изменений в пункт 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары» // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org. – Дата доступа: 9 января 2017 г.
  11. Арский А.А. Логистическое проектирование в среде малого бизнеса // Мир современной науки. – 2015.  – №5 (33). – С. 12-16
  12. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: предметы одежды // Маркетинг и логистика». – 2016. – №6(8). – с. 107-115.

УДК 339.562

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Features of customs declaration of goods: fur clothing

M. Khudzhatov – candidate of economical sciences, Associate Professor, Department of customs of the Russian Peoples’ Friendship University, Moscow, Russia

Annotation: the article considers the modern features of the customs declaration of fur products. The analysis of the basic information, subject to customs declaration when moving the fur products through the customs territory of the Customs Union.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Особенности таможенного декларирования товаров: изделия из натурального меха // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 152-161. 

Полная версия журнала  в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».