Развитие международной логистики и внешней торговли России в условиях санкций

Вахрушев Валентин Юрьевич

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: в статье исследуются современные тенденции развития международных грузопотоков и внешней торговли России в санкционных условиях. Санкционная война между Россией и странами Запада негативно влияет на развитие международной торговли. Внешняя торговля России переживает трудные времена в связи с нарушением многолетних цепей поставок в западном направлении. Авторами проведен анализ динамики экспортного и импортного грузопотока по видам транспорта, внешней торговли РФ по основным товарным группам, показано изменение географии экспортного и  импортного грузопотока в 2022 г. Результаты анализа позволили выделить ключевые проблемы во внешней торговле России. В качестве решения выявленных проблем разработаны направления развития внешней торговли России в условиях санкций. В целом, на современном этапе необходима переориентация внешней торговли России на восточное направление, которое имеет высокий потенциал роста. Укрепление торговых связей с Китаем, Турцией и Ираном имеет долгосрочные перспективы развития внешней торговли России в санкционных условиях.

Внешняя торговля является одним из важнейших направлений развития экономики. Многие страны мира обеспечивают экономический рост во многом за счёт активного совершения внешнеторговых операций [1]. В данном контексте Россия не является исключением.

Страны Евросоюза (ЕС) являлись одними из основных торговых партнеров России. Однако в первой половине 2022 года отношения ЕС и России резко ухудшились на фоне обострения геополитических факторов, что привело к введению странами ЕС экономических санкций против России. Указанные санкции привели к нарушению многолетних цепей поставок, внешняя торговля России значительно пострадала [2].

В 2022 г. международные грузопотоки России (в тоннах) снизились на 4,2%, экспорт на 2,8%, импорт на 13,8%. Перевозки автомобильным транспортом через погранпереходы сократились на 30,9%, железнодорожным – на 19,5%. Перевалка внешнеторговых грузов в портах России увеличилась на 0,4%, контейнерный оборот упал на 28% [3]. Доля портов России в обслуживании внешнеторгового грузопотока России возросла с 73,4% в 2021 г. до 77,3% в 2022 г. (рис. 1).

Динамика экспортного и импортного грузопотока

Рисунок 1 — Динамика экспортного и импортного грузопотока (в тоннах) РФ (%). Источник: составлено авторами по данным Исследовательского агентства M.A.RESEARCH

В целом, анализ динамики экспортного и импортного грузопотока России свидетельствует об ухудшении состояния внешней торговли России на современном этапе. В этой связи возникает необходимость поиска новых направлений развития внешней торговли России. Вышеизложенные обстоятельства обусловили актуальность данной статьи.

В 2022 г. внешнеторговые грузы преимущественно перемещались через границу России морским транспортом, на долю которого пришлось более 77%. Около 17% внешнеторговых грузов перемещались железнодорожным транспортом, на остальные виды транспорта приходится менее 6% (рис. 2).

Распределение и динамика внешнеторгового грузопотока России

Рисунок 2 — Распределение и динамика внешнеторгового грузопотока России по видам транспорта, 2022 г., млн т и %. Источник: составлено авторами по данным Росстата, ОАО РЖД, Ассоциации морских торговых портов, UN COMTRADE statistics, Евростата

Данные рисунка 2 учитывают перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом через погранпереходы, морским транспортом – перевалка экспортно-импортных грузов в портах России, без учета международного трубопроводного транспорта.

Интересно заметить, что в 2022 г. объем внешнеторгового грузопотока вырос только в рамках международных перевозок морским транспортом (рост на 0,4%), по остальным видам транспорта наблюдается отрицательная динамика [4]. Наиболее пострадавшей от санкций является сфера международных грузоперевозок воздушным транспортом, падение данной отрасли составило более 90% в 2022 году (табл. 1).

Распределение внешнеторгового грузопотока РФ

Таблица 1 — Распределение внешнеторгового грузопотока РФ по видам транспорта, 2018-2022 гг., млн т и %. Источник: составлено авторами по данным ОАО «РЖД», АСМАП, Евростата, Минтранса

Данные рисунка 2 и таблицы 1 позволяют констатировать, что в условиях санкций наибольшие перспективы имеют международные перевозки морским транспортом. Согласно статистике перевалки внешнеторговых грузов в морских портах России рост объемов перевалки наблюдается только при экспорте российских товаров (рост на 1%), при импорте товаров объемы перевалки сократились более чем на 10% (табл. 2).

Перевалка грузов ВЭД в морских портах России

Таблица 2 — Перевалка грузов ВЭД в морских портах России, млн т и %. Источник: составлено авторами по данным Ассоциации морских торговых портов

В связи с тем, что санкции против России ввели страны ЕС, наиболее пострадавшими являются Балтийские морские порты, объемы перевалки на Балтике в 2022 г. сократились почти на 3% по сравнению с 2021 годом [5]. Арктические, Азово-Черноморские и Дальневосточные порты России показали положительную динамику в 2022 г., причем наибольший рост пришелся на Арктические порты, рост на 4,4% (рис. 3).

Перевалка грузов в портах России

Рисунок 3 — Перевалка грузов в портах России в 2022 г., млн т, % к 2021 г. Источник: составлено авторами по данным Ассоциации морских торговых портов

Обработка контейнеров увеличилась в 2022 г. только Арктических и Дальневосточных портах России (рост на 15% и 8% соответственно). На Балтике обработка контейнеров рухнула на 57% в 2022 г. (рис. 4).

Обработка контейнеров в портах РФ

Рисунок 4 — Обработка контейнеров в портах РФ в 2022 г., тыс. TEU, % к 2021 г. Источник: составлено авторами по данным Ассоциации морских торговых портов

В 2022 г. оборот внешней торговли России составил 850,5 млрд долл. США (рост на 8,1%). При этом российский экспорт вырос на 19,9% за счет роста мировых цен на топливо и удобрения, импорт упал на 11,7% по сравнению с 2021 годом [6].

Торговля России со странами ЕС сократилась на 7,9%, в том числе экспорт вырос на 13%, а импорт упал на 41%. Товарооборот с Китаем вырос на 29%, Турцией – на 96%, Казахстаном – на 2,5%, с Беларусью – на 12%, с Индией – в 3,4 раза (рис. 5).

Динамика внешней торговли РФ

Рисунок 5 — Динамика внешней торговли РФ в 2022 г., % к 2021 г. Источник: составлено авторами по данным ФТС России, UN COMTRADE statistics

Доля стран ЕС в товарообороте России снизилась с 36% в 2021 г. до 31% в 2022 г., в экспорте – с 37% до 34%, в импорте – с 36% до 23%. В целом, доля недружественных стран во внешней торговле России сократилась с 55% до 42% [7]. Китай, Турция, Индия, Казахстан и Беларусь обеспечили 43% торгового оборота, на прочие нейтральные или дружественные страны – от Бразилии до Вьетнама – пришлось около 15% (рис. 6).

Динамика внешней торговли РФ

Рисунок 6 — Динамика внешней торговли РФ в 2022 г., % к 2021 г. Источник: составлено авторами по данным ФТС России, UN COMTRADE statistics

Важно отметить, что в 2022 г. произошла переориентация экспортного грузопотока из России и импортного грузопотока в Россию. Российские экспортеры достаточно быстро адаптировались к новым условиям. Экспортный грузопоток из России снизился минимально – на 2,8%, до 887,5 млн т [8]. При этом:

— поставки нефти выросли на 12% (в Индию в 8,4 раза), сжиженного природного газа – на 8,6% (в Китай на 44%);

— экспорт угля снизился на 7,5% (в Индию рост в 3 раза, в Китай на 11%), удобрений – на 15% (в Индию рост в 3 раза);

— поворот в сторону стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки дал положительные результаты: российские компании нашли рынки для традиционных товаров – сырья, продукции первичного передела, удобрений;

— положительная динамика отмечалась не только в торговле с основными партнерами, не поддержавшими санкции (Казахстан, Китай, Турция, Индия), но и с прочими странами.

Импортный грузопоток в Россию упал на 13,8% до 112,8 млн т. Антироссийские санкции резко изменили географическую структуру импортного грузопотока, в частности [9]:

— доля поставок (в тоннах) из ЕС, США, Японии и Республики Корея сократилась с 15% до 9% при падении объемов в среднем на 50%;

— восполнить снижение за счет импорта из других стран (Китая, Турции, Казахстана и Беларуси) не удалось из-за нарушения логистических цепочек, проблем с платежами и угрозы применения вторичных санкций;

— на треть сократился импортный грузопоток из прочих стран;

— импорт инвестиционных товаров (товарные группы 84 и 85 ТН ВЭД) снизился на 30%;

— потребительский импорт частично восстановился во втором полугодии после резкого падения в апреле-июне 2022 г.

В целом, результаты анализа внешней торговли России и проблемы ее развития в санкционных условиях требуют поиска определенных решений. Разработка направлений развития международных грузопотоков и внешней торговли России в санкционных условиях составляет научную новизну данной статьи.

В качестве таких решений предлагается [10, 11]:

  1. Переориентация внешнеторговых грузопотоков на дружественные страны: Китай, Казахстан, Турцию, Индию, Иран; глубокая экономическая интеграция с указанными партнерами.
  2. Разработка новых таможенно-логистических маршрутов (транзит грузов из ЕС через Турцию, Казахстан, Грузию, развитие МТК Север-Юг), модернизация пунктов пропуска на границе России с Китаем.
  3. Организация логистических цепочек поставок с фокусом на торговлю со странами АТЭС.; развитие логистических маршрутов из Китая, Центральной Азии, Индии, Ирана, Вьетнама и др.
  4. Развитие услуг экспедирования, мультимодальных перевозок, торгового агентирования, на которые стремительно растет спрос.
  5. Использование новых логистических хабов в странах Ближнего Востока: ОАЭ, Бахрейн, Катар, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия и др.

На наш взгляд, практическая реализация указанных направлений будет способствовать развитию международных грузопотоков и внешней торговли России в условиях санкций.

Таким образом, на современном этапе необходима переориентация внешней торговли России на восточное направление, которое имеет высокий потенциал роста. Укрепление торговых связей с Китаем, Турцией и Ираном, со странами АТЭС, Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и Ближнего Востока имеет долгосрочные перспективы развития внешней торговли России в санкционных условиях. Изучение новых направлений развития международных грузопотоков и внешней торговли России является предметом будущих исследований.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2022. № 1. С. 16-21.
  2. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Логистические стратегии в странах Евразийского экономического союза в санкционных условиях // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2022. № 2. С. 28-35.
  3. Ушкалова Д.И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3 (55). С. 218-226.
  4. Индустриев М.А., Туманян Ю.Р. Экономические санкции против России: выгоды и издержки // Вектор экономики. 2022. № 4 (70).
  5. Бударина Н.А., Ненадышина Т.С. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 6. С. 7-24.
  6. Кнобель А.Ю., Фиранчук А.С. Внешняя торговля в 2021 г.: рост экспорта за счет скачка цен // Экономическое развитие России. 2022. Т. 29. № С. 10-14.
  7. Линецкий А.Ф. Внешнеторговая деятельность России и субъектов Федерации в современных геополитических условиях // Теория и практика общественного развития. 2022. № 5 (171). С. 29-34.
  8. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Российской Федерации: новый поворот // Власть. 2022. Т. 30. № 1. С. 116-122.
  9. Ельшин Л.А., Гафаров М.Р., Савушкин М.В. Стратегические ориентиры импортозамещения в России в условиях системных преобразований // Теоретическая и прикладная экономика. 2022. № 3. С. 60-71.
  10. Ефименко Д.Б., Холопов К.В., Вражнова М.Н., Голубчик А.М. Содержание и направления развития логистики международного товародвижения // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2023. № 1 (72). С. 61-68.
  11. Школяр Н.А. Смена приоритетов внешней торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 5. С. 95-107.

УДК 339.5

Вахрушев В. Ю. — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики НИТУ МИСИС, Москва, Россия.

e-mail: val.vahrushev@gmail.com

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия.

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Development of international logistics and foreign trade in Russia under sanctions

Vakhrushev V. — candidate of economic sciences, associate professor of the Economic department of the MISIS, Moscow, Russia.

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.

Annotation: The article examines current trends in the development of international cargo flows and Russia’s foreign trade under sanctions. The sanctions war between Russia and Western countries has a negative impact on the development of international trade. Russia’s foreign trade is going through difficult times due to the disruption of decades-old supply chains to the west. The authors analyzed the dynamics of export and import cargo traffic by mode of transport, foreign trade of the Russian Federation by main commodity groups, showed the change in the geography of export and import cargo traffic in 2022. The results of the analysis made it possible to identify key problems in Russia’s foreign trade. As a solution to the identified problems, directions for the development of Russia’s foreign trade under sanctions have been developed. In general, at the present stage, it is necessary to reorient Russia’s foreign trade to the eastern direction, which has a high potential for growth. Strengthening trade ties with China, Turkey and Iran has long-term prospects for the development of Russia’s foreign trade under sanctions.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Вахрушев В. Ю., Худжатов М. Б. Развитие международной логистики и внешней торговли России в условиях санкций // Маркетинг и логистика. – 2023. – 2 (46). — с. 5-15.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».