Причины расширения продуктового ритейла в условиях снижения курса национальной валюты

Ольга Николаевна Жильцова 

Аннотация: в статье анализируется текущая ситуация потребительского спроса в стране и даются прогнозы на будущий год. Показаны причины роста индексов потребления и зависимость от курса валют.Текущая ситуация в стране крайне негативно повлияла на потребительский спрос. Из-за резкого роста курса доллара реальный доход на душу населения значительно снизился. Всё крайне просто, допустим, человек получал зарплату 100 тыс. руб. это по курсу на середину 2014 года в долларах равнялось $2930. Этот же человек получает эту же зарплату в рублях в августе 2015 года (курс 63 руб. за долл.) и в американских долларах это уже $1587, т.е. снижение происходит в 1,8 раза. Индексы потребления и корзины основных продуктов выросли за счёт инфляции.

Схематично курс доллара и инфляция представлены на рисунке 1 ниже, в таблице 1 показаны темпы инфляции потребительской корзины.

Курс доллара и инфляция

Рисунок 1. Курс доллара

 

Таблица 1.

Инфляция потребительской корзины

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014f 2015f
17% 6% 13% 4% 8% 7% 10,5%* 19%

Данные: официальная статистика (11.2014 + 9%)

Индекс потребительской уверенности крайне нестабилен. Из-за падения доходов населения и увеличения стоимости потребительской корзины.

На рисунке 2 представлены графики по данным дохода на душу населения (госстатистика) и на рисунке 3 показан индекс потребления (Romir).

Доход на душу населения

Рисунок 2. Доход на душу населения (зеленая линия — долл., красная линия — руб.)

Индекс потребления (данные Romir)

Рисунок 3. Индекс потребления (данные Romir)

Потребитель стал более избирателен и экономен в покупках. Это касается всех конечных покупок без исключения – продукты питания, бытовая техника, рынок текстильных изделий и т.п.[1, с.14]

Посмотрим на изменения стоимости товаров продовольственной корзины сетевого магазина «Ашан», расположенного на Каширском шоссе (г. Москва) в период 2013-2015 гг. В связи с тем, что нами были сохранены кассовые чеки за три года, появилась возможность провести сравнительный анализ некоторых часто покупаемых товаров. Продукты питания западного производства не вошли в исследование, т.к. запрещены санкциями Правительства России к ввозу на нашу территорию с конца 2014 года.

Цены сравнивались на февраль каждого года, торговые марки не упоминаются (дабы не было рекламы):

Хлеб бездрожжевой: 2013 г. — 21,35 руб., 2014 г. — 21,35 руб., 2015 г. — 42,43 руб. / Изменение цены 98,73%

Стиральный порошок автомат колор, 3 кг.: 2014 г. — 170,35, 2015 г. — 238,83 руб. / Изменение цены 40,2%

Крупа гречневая, 1 кг.: 2013 г. — 23,99 руб., 2015 г. — 61,23 руб. / Изменение цены за два года 155,23%

Печенье, упаковка 150 гр.: 2013 г. — 18,24 руб., 2015 г. — 24,28 / Изменение цены за два года 33,1%

Чай черный высший сорт, упаковка 200 гр.: 2014 г. — 98,66 руб., 2015 — 114,86 руб. / Изменение цены за год 16,42%. А также изменение за неделю 2,69%, т.к. за семь дней назад этот же чай был куплен по стоимости 111,85 руб.

Сыр российский, 50% жирности, кг.: 2013 г. — 331,06 руб., 2014 г. — 356,85 руб. / Изменение цены 7,8% / 2015 г. — 495,95 руб. / Изменение цены 38,98%

Сметана, 20%, 250 гр.: 2013 г. — 28,78 руб., 2014 г. — 40,40 руб. / Изменение цены 40,38% / 2015 г. — 54,57 руб. / Изменение цены 53,07%

Кефир, 3,5% жирности, 1 литр: 2013 г. — 38,94 руб., 2014 г. — 31,87 руб. / Изменение цены 18,15% / 2015 г. — 44,67 руб. / Изменение цены 40,16%

Яйцо отборное, 30 шт.: 2013 г. — 144,74 руб., 2014 г. — 157,33 руб. / Изменение цены 8,7% / 2015 г. — 183,54 руб. / Изменение цены 16,66%. А также изменение за неделю 10,49%, т.к. за семь дней назад этот же товар был куплен по стоимости 166,11 руб.

Сахар, кг.: 2013 г. — 26,66 руб., 2014 г. — 28,06 руб. / Изменение цены 7,5% / 2015 г. — 55,55 руб. / Изменение цены 97,97%. А также инфляция за неделю 6,3%, т.к. семь дней назад стоимость сахара составляла 52,26 руб. за кг.

Сайра тихоокеанская, 1 шт.: 2013 г. — 35,73 руб., 2015 г. — 48,08 руб. / Изменение цены за два года 34,56%.

Рис круглозерный, 1 кг.: 2014 г. — 25,21 руб., 2015 г. — 46,66 руб. / Изменение цены 85,09%

Маслины, банка 300 г.: 2014 г. — 27,97 руб., 2015 г. — 39,68 руб. / Изменение цены 41,87%

Оливки, банка 300 г.: 2014 г. — 31,76 руб., 2015 г. — 41,94 руб. / Изменение цены 32,05%

Перец болгарский оранжевый, кг.: 2014 г. — 169,9 руб., 2015 г. — 214,74 руб. / Изменение цены 26,39%

Огурец, кг.: 2014 г. — 89,95 руб., 2015 г. — 171,65 руб. / Изменение цены 90,83%

Итак, единственный продукт, показывающий постоянство цены — хумус (производство Санкт-Петербург). На протяжении 2013-2015 гг. стоимость его неизменна 68,51 руб.

И еще несколько фото из магазина «Ашан». Напомню, что средняя цена грецкого ореха составляла в 2013-2014 гг. около 250 руб. за кг., фундук около 300 руб.Орехи грецкие - цена

Фундук жареный - цена

Средняя цена миндаля жареного составляла в 2013-2014 гг. около 480 руб. в магазине «Ашан». Повышение цены на орех миндаль составило +367% по состоянию на февраль 2015 года.Миндаль сушеный - ценаКакие же меры предпринимают ритейлеры в ситуации снижения спроса для привлечения покупателей и насколько они действенны? Постараемся ответить на эти вопросы. Какие меры будут принимать ритейлеры нам точно не известно, но предполагать можно, что, скорее всего, будут уходить в низкий ценовой сегмент и низкокачественные товары, что в корне неправильно.[2, с.45] И это уже наблюдается во многих сетевых магазинах, когда ассортимент сужается, а качество товара такое, что в пору его выкидывать, а не продавать.

Порекомендовать можно было бы следующее: необходимо менять подходы к продвижению товаров и услуг, самих торговых точек, делать упор не на стандартной рекламе, к которой все так привыкли, а на установлении лояльных отношений с партнерами (поставщиками, посредниками) и клиентами. Заниматься развитием компетенций и персонала, и клиентов.[3, с.324] Чем выше уровень обслуживания и чем больше потенциальный или постоянный клиент информирован о товаре/услуге, тем выгоднее с ним работать, потому что будет экономиться главный ресурс – время: время на обслуживание; время на инструктаж клиента; если не будет рекламаций (а ведь часто клиент портит какой-либо продукт по незнанию как им пользоваться или правильно подключить), то не нужно будет тратить время на экспертизу, и не терять деньги из-за возврата товара.

Необходимо внедрять новые программы мотивации для клиентов, построенные скорее на принципах увеличения скорости оборачиваемости капитала, т.е. мотивировать покупателей приходить чаще в торговую точку.[4, с.322]

В настоящее время поддерживается спрос на высокомаржинальные товары в торговых сетях с помощью следующих шагов:

  • Снижается маржа на эти товары.
  • Пересматривают ассортиментную линейку и убирают товары высокие по цене, но не пользующиеся постоянным спросом.
  • Выстраивают более четкую стратегию позиционирования.
  • Ищут новые рынки сбыта, например, выходят в онлайн продажи, усиливают стимулирование сбыта методом пробных покупок, а также усиливают стимулирование сбыта на товары, которые хорошо продаются.
  • Ищут новый сегмент потребителей или его формируют для продажи особых товаров (новых товаров для потребителей-новаторов, которые предпочитают экспериментировать).
  • Торговые сети чётко таргетируют свои рынки, уходя из тех рынков, где не видят для себя потенциала роста.
  • Начинают использовать в полной мере обратную связь с потребителем, анкетируя его, проводя фокус-группы, учатся «слышать» своего потребителя.

Список использованных источников:

  1. Арский А. А. Модернизация отечественных логистических систем. Ожидания и прогнозы. IV Международная научно-практическая конференция «Социально-экономическое развитие регионов России»: Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М., 2014. – 302 c., с.13–19.
  2. Синяева И.М. – Маркетинг. Теория и практика: учебник/ Синяева И.М. Романенкова О.Н., — М.: Издательство Юрайт, 2011. – 652с. Серия: Основы наук.
  3. Синяева, И.М., Земляк, С.В., Синяев, В.В. Маркетинг в коммерции / Под ред. Л.П. Дашкова. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2010. – 548 с.
  4. Коммерческая деятельность: учебник для бакалавров / Синяева И.М., Романенкова О.Н., Земляк С.В., Синяев В.В.- М.: Издательство Юрайт, 2014. — 506 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

УДК 339.378

О. Н. Жильцова – к.э.н., доцент, кафедра «Маркетинг и логистика», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва

e-mail: ONRomanenkova@fa.ru

Develop an action plan to improve brand customers and employees

O. Zhiltsova, candidate of economic sciences, assistant professor of the chair «Marketing and Logistics», Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow (Russia)

Annotation: The article analyzes the current situation of consumer demand in the country and provides forecasts for the next year. The reasons for the growth indices of consumption and dependence on the exchange rate.

Добавить комментарий